Расскажем детям о войне

Как рассказать ребёнку о Дне Победы...

Наглядная консультация для родителей и педагогов.
развернуть

Картотека стихов к Дню Победы

Пионеры - герои

Со времен Великой отечественной войны прошло достаточно много времени, в живых осталось не так много ветеранов и участников той страшной войны, но подвиг советских людей всегда будет оставаться гордостью для потомков. Родители, педагоги и воспитатели дошкольных учреждений должны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы дети знали, помнили и чтили подвиг дедов и прадедов, понимали, как тяжело далась Победа, как отважно защищали свою Родину наши предки. В этой статье пойдет речь о том, как правильно рассказать детям детского сада о войне 1941-1945 годов.

1. Зачем рассказывать детям о войне

Одним из важных этапов развития личности ребенка является его разностороннее развитие и знание истории своей страны просто обязательно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Но интересны им могут быть далеко не все темы, а лишь те, которые имеют практическую значимость. Конечно, педагог должен уметь правильно подать материал, чтобы заинтересовать даже самых немотивированных детишек. Мальчишки и девчонки несколько по-разному воспринимают рассказы о войне: у мальчиков на примере героев формируется образец мужественности и смелости, у девочек – забота о близких, пострадавших. Повествования о подвигах и доблести советских людей способствует формированию у детей чувства гордости за свой народ, страну, развитию патриотизма, любви к Родине, стремлению походить на героев, защитивших нашу страну. Проведение в детских садах тематических бесед и мероприятий является важной составляющей патриотического воспитания дошкольников, формированию любви к Отечеству, которая помогает ощутить корни своего рода. Именно поэтому, чем раньше ребенок начнет чувствовать свою причастность к Родине, к родной земле, тем скорее у него будет формироваться чувство ответственности за ее будущее, будущее своей страны, своей семьи. Родители должны тесно сотрудничать с воспитателями детских садов, чтобы при комплексном подходе не только расширить познания ребенка о войне 1941-1945 годов, но и сформировать у него правильную и четкую гражданскую позицию, воспитать уважительное отношение к старикам и ветеранам, памятникам и героям ВОВ.

2. Почему началась война

Объяснение детям причин войны 1941-1945 годов очень волнует и родителей, и воспитателей. Ребенок должен понять, что причины войн заключаются в желании захватить чужую, процветающую территорию или в ссоре руководителей разный стран. Но причина начала Великой отечественной войны была совершенно другой. Правитель Германии Гитлер решил убивать людей только потому, что они имели другую национальность. Русские, поляки, евреи, французы и другие нации должны были или принять и подчиниться фашистскому режиму Германии, или умереть. Ребенку нужно объяснить, что и в самой Германии проживали люди разных национальностей, к которым жестокие репрессии были применены в первую очередь. Многие страны, которые были не в состоянии противостоять Гитлеру по каким-либо причинам, сдались. Германия напала на нашу страну внезапно, ранним утром, когда все люди мирно спали. Но советские граждане отказались подчиняться фашистам, вступили с немцами в неравную схватку, и, благодаря отважности и решимости, одержали победу над врагом. Они почти 4 года защищали свою Землю, свою Родину, детей, жен, родителей, свое Отечество, поэтому войну 1941-1945 годов назвали Великой Отечественной.

3. Как рассказать детям о войне в детском саду

Рассказать ребенку о Великой Отечественной войне за одно занятие невозможно. При этом важно учитывать и возраст аудитории. Например, малышам можно почитать стихи и рассказы о войне, написанные для самых маленьких, рассказать о наградах, медалях и орденах. Детям постарше будут интересные беседы о подвигах, технике и оружии. Уместными будут встречи с ветеранами, походы к памятникам героям Великой Отечественной войны, аллеям боевой славы, посещение музеев. Родители должны активно сотрудничать с педагогами, чтобы помочь организовать подобные встречи, походы и экскурсии. Организовывая беседы и познавательные мероприятия для детей дошкольного возраста, следует корректировать их с учетом возраста детей.

Для детей младшей группы детского сада можно провести беседы о том, почему началась война, как долго она длилась, о подвигах героев, праздновании Дня Победы. Совместными с родителями усилиями приготовить тематические поделки и устроить выставку в группе. Можно посвятить занятия разучиванию стихотворений и песен о войне, армии, мужестве.

Для детей средней группы детского сада можно устроить встречи с ветеранами, участниками боевых действий, читать рассказы, стихи о войне, подвиге советских людей. Проводить тематические беседы на следующие темы: Что мне известно о Великой отечественной войне? Роль женщин при защите Родины во время ВОв;  Подвиг пионеров-героев; Подвиг советских людей; Рассказ о тех, кто трудился в тылу; Четвероногие помощники на фронте; Дети войны. Также можно организовать посещение музеев, поездки и походы к памятникам боевой славы, проведение в группе тематических занятий по рисованию и творчеству.

С детьми старшей группы детского сада можно подготовить тематический утренник, с разучиванием песен и стихотворений о войне, подвиге и мужестве. Рекомендуется делать акцент на зрительном восприятии дошкольников, так как это позволит им более глубоко прочувствовать подвиг солдат, защищавших нашу Родину. Также можно устраивать встречи с ветеранами, организовывать посещения музеев, памятников войны, устраивать чтение книг о подвигах, битвах, полководцах, проводить выставки и спортивные соревнования. Тематические беседы можно подготовить по следующим темам: Фотохроника военных дней; Памятники воинской славы; Великие битвы, полководцы; Города-герои: Военная техника. В этом возрасте дети уже могут самостоятельно приготовить подарки ветеранам (рисунки, открытки, аппликации).

4. Военные профессии

Рассказывая дошкольникам о войне, следует упомянуть и о военных профессиях. Дети должны понимать, что помимо учителей, врачей, продавцов и прочих, есть категория людей, которые занимаются разработкой тактик и стратегий, боевой техники и оружия. В мирное время представители военных профессий готовят новобранцев и пополняют командный состав, занимаются разработками боевой техники и заданий, а во время войны они становятся командующими: генералы, маршалы и прочие. К военным профессиям относят профессии летчиков, моряков, врачей, медсестер, связистов и другие. Управление боевой техники осуществлялось так же хорошо обученными и подготовленными людьми. Те, кто остался в тылу, тоже помогали армии. Женщины, дети и старики работали на полях, фабриках, заводах, выращивали продукты, шили форму, готовили запасные части для техники, выпускали танки, самолеты и многое другое.

Рассказывая дошкольникам о Великой Отечественной войне, следует упомянуть о том, какое это было сложное и тяжелое время даже для тех, кто оставался в тылу, не говоря уже о тех, кто сражался на линии фронта. Как голодали люди, прятались в бомбоубежищах от бомбежек, как фашисты захватывали деревни и издевались над пленными, как подрывали дома.

5. Пионеры-герои

Детям дошкольного возраста будет интересно узнать о героических детях, которые тоже сражались с врагом во времена войны. Они, не боясь расправы фашистов, помогали советской армии и стране победить. До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки, к 1941 году многим еще едва исполнилось 10 лет. Во времена тяжелых испытаний они совершили настоящий подвиг, защищая свой народ, и питая ненависть к фашистам. Многие из них погибли, выполняя задание, помогая партизанам, армии, Родине.  

6. Города-герои

Рассказ дошкольникам о Великой Отечественной войне будет не полным, если не упомянуть о городах-героях. Детям нужно объяснить, за что некоторые города получили такое звание. Звание города-героя – почетное звание, которое присваивалось населенному пункту за проявленные его населением героизм и мужество:

  1. Москва
  2. Ленинград (ныне Санкт-Петербург)
  3.  Новороссийск
  4. Тула
  5. Смоленск
  6. Мурманск
  7. Волгоград (бывший Сталинград)
  8. Одесса
  9. Керчь
  10. Севастополь
  11. Киев
  12. Минск
  13. Брестская крепость-герой.

7. Награды

Солдаты советской армии были награждены медалями, орденами и специальными наградами. Медали «За отвагу», «За боевые заслуги», ордена «Красного знамени», Кутузова, Невского, Суворова, «Красной звезды», награды «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За оборону Ленинграда» получали командиры дивизий, отрядов, солдаты, рядовые бойцы, партизаны, дети-герои.

8. Советы родителям

В Беларуси  практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. У кого-то воевали деды, прадеды, бабушки и прабабушки, кто-то работал в тылу, чтобы обеспечить советскую армию всем необходимым на фронте. В те далекие и тяжелые годы не было практически ни одного равнодушного человека к судьбе нашей Родины.

Говорить с дошкольником о войне нужно простым, понятным и доступным для него языком. Маленькому ребенку будет сложно переосмыслить большой объем информации, поэтому не надо стараться сразу рассказать ему о войне все. Например, о военной технике и оружии лучше побеседовать после посещения музея, когда ребенок сможет увидеть все своими глазами. О героизме и доблести воинов можно поговорить с малышом у памятника или в сквере воинской славы. О подвиге солдат и благодарности за мирное небо можно побеседовать вовремя творческих занятий по рисованию, при подготовке поделок ко Дню Победы. Если в вашей семье были или еще живы фронтовики, кто-то из родных во время войны работал в тылу, обязательно расскажите о них ребенку. Если есть возможность, пусть ребенок сам пообщается с очевидцами того времени, узнает о той сложной жизни, страшной доле, которая выпала на их плачи. Покажите ребенку награды, которыми был награжден ваш родственник, поделитесь с ним воспоминаниями о том времени. Такие беседы надолго останутся в памяти малыша. На формировании правильной и четкой гражданской позиции дошкольника положительно скажется и чтение соответствующей литературы.

 

  1. Анатолий Митяев «Мешок овсянки»
  1. Рассказы из сборника “Ніколі не забудзем» “Пад смерцю” і “Мужнасць”
  1. Лев Кассиль «У классной доски»
  1. Анатолий Митяев «Опасный суп»
  1. Ю. Друнина “Зинка”, С. Гудзенко “Мое поколение”, О. Берггольц “Из фронтового дневника”
  1. Николай Богданов “Иван Тигров”
  1. Сергей Алексеев рассказы “Брестская крепость” и “Содатское имя” из сборника “Сто рассказов о войне”
  1. Валерий Воскобойников “Немой мальчик”
  1. Кузьма Чорны “Маленькая жанчына”
  1. Іван Навуменка “Семнаццатай вясной”

 

9.Вместо заключения

 В День празднования Великой Победы, постарайтесь познакомить малыша с ветеранами, поздравьте их с этим праздником, попросите рассказать о том, что хранит их память. На ребенка это произведет неизгладимые впечатления и останется в его сердце надолго.

или в сквере воинской славы. О подвиге солдат и благодарности за мирное небо можно побеседовать вовремя творческих занятий по рисованию, при подготовке поделок ко Дню Победы. Если в вашей семье были или еще живы фронтовики, кто-то из родных во время войны работал в тылу, обязательно расскажите о них ребенку. Если есть возможность, пусть ребенок сам пообщается с очевидцами того времени, узнает о той сложной жизни, страшной доле, которая выпала на их плачи. Покажите ребенку награды, которыми был награжден ваш родственник, поделитесь с ним воспоминаниями о том времени. Такие беседы надолго останутся в памяти малыша. На формировании правильной и четкой гражданской позиции дошкольника положительно скажется и чтение соответствующей литературы.

 

свернуть

Памяти предков будем достойны!..

27 января 1944 года - День снятия блокады Ленинграда. 872 дня город находился в кольце врага, а его жители и военнослужащие сражались за каждый метр земли! Оборона Ленинграда имела огромное военно-стратегическое, политическое и моральное значение.
развернуть

Ежегодно 27 января в нашей стране отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). Это День воинской славы России, который был установлен в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года.

27 января 1944 года закончилась героическая оборона города на Неве, продолжавшаяся на протяжении 872 дней. Немецким войскам так и не удалось вступить в город, сломить сопротивление и дух его защитников.

Битва за Ленинград стала одним из важнейших сражений Второй мировой войны и самым продолжительным в годы Великой Отечественной войны. Она стала символом мужества и самоотверженности защитников города. Ни страшный голод, ни холод, ни постоянные артиллерийские обстрелы и бомбардировки не смогли сломить волю защитников и жителей блокадного города. Несмотря на ужасные лишения и испытания, которые выпали на долю этих людей, ленинградцы выстояли, спасли свой город от захватчиков. Беспримерный подвиг жителей и защитников города навсегда остался в российской истории символом отваги, стойкости, величия духа и любви к нашей Родине.

Упорная оборона защитников Ленинграда сковала крупные силы германской армии, а также практически все силы финской армии. Это, несомненно, способствовало победам Красной Армии на других участках советско-германского фронта. При этом, даже находясь в блокаде, предприятия Ленинграда не прекращали выпуск продукции военного назначения, которая использовалась не только при обороне самого города, но и вывозилась на «большую землю», где также использовалась против захватчиков.


С первых дней Великой Отечественной войны одним из стратегических направлений согласно планам гитлеровского командования, было ленинградское. Ленинград входил в перечень важнейших объектов Советского Союза, которые необходимо было захватить. Наступление на город вела отдельная группа армий «Север». Задачами группы армий были захват Прибалтики, портов и баз советского флота на Балтике и Ленинграда.

Уже 10 июля 1941 года немецкие войска начали наступление на Ленинград, захвату которого гитлеровцы придавали важное стратегическое и политическое значение. 12 июля передовые части немцев вышли к Лужскому оборонительному рубежу, где их наступление было задержано советскими войсками на несколько недель. В сражение здесь активно вступили тяжелые танки КВ-1 и КВ-2, которые прибыли на фронт прямо с Кировского завода. Гитлеровским войскам не удалось взять город с ходу. Гитлер был недоволен складывающейся обстановкой, он лично совершил поездку в группу армий «Север» с целью подготовить план захвата города к сентябрю 1941 года.

Немцы смогли возобновить наступление на Ленинград лишь после перегруппировки войск 8 августа 1941 года с плацдарма, захваченного у Большого Сабска. Несколькими днями позже Лужский оборонительный рубеж был прорван. 15 августа немецкие войска вошли в Новгород, 20 августа захватили Чудово. В конце августа бои шли уже на ближних подступах к городу. 30 августа немцы захватил поселок и станцию Мга, перерезав тем самым железнодорожное сообщение Ленинграда со страной. 8 сентября гитлеровские войска овладели городом Шлиссельбург (Петрокрепость), взяв под свой контроль исток Невы и полностью блокировав Ленинград с суши. С этого дня началась блокада города, которая продлилась 872 дня. 8 сентября 1941 года были разорваны все железнодорожные, автомобильные и речные коммуникации. Сообщение с осажденным городом можно было поддерживать только по воздуху и водам Ладожского озера.


Еще 4 сентября город впервые подвергся артиллерийским обстрелам, немецкие батареи вели огонь со стороны оккупированного город Тосно. 8 сентября в первый день начала блокады на город был совершен первый массированный налет немецких бомбардировщиков. В городе вспыхнуло порядка 200 пожаров, один из которых уничтожил крупные Бадаевские продовольственные склады, что только ухудшило положение защитников и населения Ленинграда. В сентябре-октябре 1941 года немецкая авиация совершала в день по несколько налетов на город. Целью бомбардировок было не только помешать работе предприятий города, но и посеять панику среди населения.

Убежденность советского руководства и людей в том, что противнику не удастся захватить Ленинград, сдерживала темпы проводимой эвакуации. В блокированном немецкими и финскими войсками городе оказалось более 2,5 миллионов мирных жителей, в том числе порядка 400 тысяч детей. Продовольственных запасов, чтобы прокормить такое количество людей в городе не было. Поэтому практически сразу же после окружения города пришлось серьезно экономить продовольствие, снижая нормы потребления продуктов и активно развивая использование различных пищевых суррогатов. В разное время блокадный хлеб на 20-50% состоял из целлюлозы. С начала введения в городе карточной системы нормы выдачи продовольствия населению города снижались много раз. Уже в октябре 1941 года жители Ленинграда почувствовали явную нехватку продовольствия, а в декабре в городе начался настоящий голод.

Немцы прекрасно знали о бедственном положении защитников города, о том, что в Ленинграде от голода гибнут женщины, дети и старики. Но именно в этом и заключался их план блокады. Не сумев войти в город с боями, сломив сопротивление его защитников, они решили заморить город голодом и разрушить его интенсивными артиллерийскими обстрелами и бомбардировками. Немцы сделали основную ставку на истощение, которое должно было сломить дух ленинградцев.


В ноябре-декабре 1941 года рабочий в Ленинграде мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики — всего 125 граммов хлеба, знаменитые «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам» (строчка из «Ленинградской поэмы» Ольги Берггольц). Когда 25 декабря впервые была сделана прибавка хлебного пайка — на 100 граммов рабочим и на 75 граммов остальным категориям жителей, изможденные, истощенные люди испытали хоть какую-то радость в этом аду. Это несущественное изменение норм выдачи хлеба вдохнуло в ленинградцев пусть очень слабую, но надежду на лучшее.

Именно осень и зима 1941-1942 годов были самым страшным временем в истории блокады Ленинграда. Ранняя зима принесла массу проблем и выдалась очень холодной. В городе не работала система отопления, не было горячей воды, чтобы согреться жители жгли книги, мебель, разбирали на дрова деревянные строения. Практически весь городской транспорт встал. Люди тысячами умирали от дистрофии и холода. В январе 1942 года в городе умерло 107 477 человек, в том числе 5636 детей в возрасте до одного года. Несмотря на страшные испытания, выпавшие на их долю, а помимо голода ленинградцы той зимой страдали от очень сильных морозов (среднемесячная температура января 1942 года была на 10 градусов ниже средних многолетних значений), они продолжали работать. В городе работали административные учреждения, поликлиники, детские сады, типографии, публичные библиотеки, театры, продолжали свою работу ленинградские ученые. Работал и знаменитый Кировский завод, хотя линия фронта проходила от него на расстоянии всего четырех километров. Он ни на один день не прекращал своей работы во время блокады. Работали в городе и 13-14 летние подростки, которые встали к станкам, чтобы заменить ушедших на фронт отцов.

Осенью на Ладоге из-за штормов судоходство было серьезно осложнено, однако буксиры с баржами все-таки пробивались в город в обход ледяных полей до декабря 1941 года. Какие-то объемы продовольствия удавалось доставлять в город самолетами. Твердый лед на Ладожском озере долго не устанавливался. Лишь 22 ноября началось движение автомобилей по специально построенной ледовой дороге. Эта важная для всего города магистраль получила название «Дорога жизни». В январе 1942 года движение машин по этой дороге было постоянным, при этом немцы обстреливали и бомбили трассу, но у них не получалось остановить движение. Тогда же зимой по «Дороге жизни» из города началась эвакуация населения. Первыми Ленинград покидали женщины, дети, больные и старики. Всего из города удалось эвакуировать порядка одного миллиона человек.


Как позднее отмечал американский политический философ Майкл Уолцер: «В блокадном Ленинграде погибло больше мирных жителей, чем в аду Гамбурга, Дрездена, Токио, Хиросимы и Нагасаки вместе взятых». За годы блокады, по различным оценкам, погибло от 600 тысяч до 1,5 миллионов мирных жителей. На Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Лишь 3% из них погибли от артиллерийских обстрелов и бомбежек, 97% стали жертвами голода. Большая часть умерших во время блокады жителей Ленинграда похоронена на Пискарёвском мемориальном кладбище. Площадь кладбища 26 га. В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, только на этом кладбище было похоронено примерно 500 тысяч ленинградцев.

Прорвать блокаду Ленинграда советским войскам удалось только в январе 1943 года. Это произошло 18 января, когда войска Ленинградского и Волховского фронтов встретились южнее Ладожского озера, пробив коридор шириной 8-11 километров. Всего за 18 дней по берегу озера была сооружена железная дорога протяженностью 36 километров. По ней в осажденный город снова пошли поезда. С февраля по декабрь 1943 года по этой дороге в город прошло 3104 железнодорожных состава. Пробитый по суше коридор улучшил положение защитников и жителей осажденного города, но до полного снятия блокады оставался еще год.

К началу 1944 года немецкие войска создали вокруг города глубокоэшелонированную оборону с многочисленными деревоземляными и железобетонными защитными сооружениями, прикрытыми проволочными заграждениями и минными полями. Для того чтобы полностью освободить город на Неве от блокады советское командование сосредоточило крупную группировку войск, организовав наступление силами Ленинградского, Волховского, Прибалтийского фронтов, поддержку им оказывал Краснознаменный Балтийский флот, чья корабельная артиллерия и матросы серьезно помогали защитникам города на протяжении всей блокады.


14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию, основной целью которой был разгром группы армий «Север», освобождение территории Ленинградской области и полное снятие блокады с города. Первыми удар по врагу утром 14 января нанесли части 2-й ударной армии. 15 января из района Пулково в наступление перешла 42-я армия. Преодолевая упорное сопротивление гитлеровцев — 3-го танкового корпуса СС и 50-го армейского корпуса, Красная Армия выбила противника с занимаемых оборонительных рубежей и к 20 января возле Ропши окружила и уничтожила остатки петергофско-стрельненской группировки немцев. В плен удалось взять порядка тысячи солдат и офицеров противника, было захвачено более 250 артиллерийских орудий.

К 20 января войска Волховского фронта освободили от противника Новгород и начали вытеснять немецкие части из района Мги. 2-й Прибалтийский фронт сумел овладеть станцией Насва и захватил участок дороги Новосокольники — Дно, которая являлась основой линией коммуникаций 16-й армии вермахта.

21 января войска Ленинградского фронта начали наступление, главной целью удара был Красногвардейск. 24-26 января советские войска освободили от гитлеровцев Пушкин, отбили Октябрьскую железную дорогу. Освобождение Красногвардейска утром 26 января 1944 года привело к развалу сплошной линии обороны гитлеровских войск. К концу января войска Ленинградского фронта в тесном взаимодействии с войсками Волховского фронта нанесли тяжелое поражение 18-й армии вермахта, продвинувшись вперед на 70-100 километров. Был освобожден ряд важных населенных пунктов, в том числе Красное Село, Ропша, Пушкин, Красногвардейск, Слуцк. Были созданы хорошие предпосылки для дальнейших наступательных операций. Но главное была полностью снята блокада Ленинграда.


Еще 21 января 1944 года А. А. Жданов и Л. А. Говоров, которые уже не сомневались в успехе дальнейшего советского наступления, обратились лично к Сталину с просьбой в связи с полным освобождением города от блокады и от артобстрелов противника разрешить издать и опубликовать приказ войскам фронта, а также в честь одержанной победы произвести в Ленинграде 27 января салют 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий. Вечером 27 января практически все население города вышло на улицы и с ликованием наблюдало за артиллерийским салютом, который возвестил собой очень важное исторические событие в истории всей нашей страны.

Родина по достоинству оценила подвиг защитников Ленинграда. Более 350 тысяч солдат и офицеров Ленинградского фронта были представлены к различным орденам и медалям. 226 защитников города стали Героями Советского Союза. Медалью «За оборону Ленинграда» было награждено порядка 1,5 миллионов человек. За стойкость, мужество и невиданный героизм в дни блокады город 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года получил почетное звание «Город-герой Ленинград».

свернуть

Дети блокадного Ленинграда