"ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ"

Читаем вместе!

Для детей от 4 до 5 лет (по выбору родителей)

Белорусские народные сказки. "Муха-пяюха", "Коцiк, пеўнiк i лiсiца", "Пшанiчны каласок" и др.

Русские народные сказки. "Жихарка" (обр. И.Карнауховой); "Зимовье зверей" (обр. И.Соколова-Микитова), "Зiмоўка звяроў" (пер. А.Якiмовiча); "Гуси-лебеди" (обр. М.Булатова); "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" (обр. А.Толстого) и др.

Сказки народов мира. "Колосок" (укр., обр. С.Могилевской); "Рукавичка" (укр., обр. С.Могилевской), "Три поросенка" (англ., пер. С.Михалкова) и др.

Литературные сказки. Братья Гримм. "Заяц и еж", "Бременские музыканты" (пер. А.Введенского); К.Чуковский. "Федорино горе", "Тараканище", "Телефон", "Тэлефон" (пер. К.Кiрэенкi) и др.

Произведения белорусских поэтов. Т.Кляшторная. "Ветлiвыя словы", В.Лукша. "Вясёлка"; Я.Купала. "Лiстапад"; Я.Журба. "Першыя сняжынкi", Я.Колас. "Сонца грэе, прыпякае", Л.Дранько-Майсюк. "Пра добрую мышку i мудрую кошку" и др.

Произведения русских поэтов. А.Барто. "Уехали"; Е.Благинина. "Эхо"; О.Дриз. "Правая и левая"; Б.Заходер. "Никто", "Кискино горе"; С.Маршак. "Багаж", "Детки в клетке"; С.Михалков. "Дядя Степа"; Д.Хармс. "Игра" и др.

Произведения зарубежных поэтов. Ю.Тувим. "Про пана Трулялинского" и др.

Произведения белорусских писателей. В.Вiтка. "Натальчына сямейка"; Я.Брыль. "Жыў-быў вожык" и др.

Произведения русских писателей. К.Ушинский. "Умей обождать", "Вместе тесно, а врозь скучно"; Л.Толстой. "Пришла весна", "Хотела галка пить"; М.Пришвин. "Ребята и утята"; Е.Чарушин. "Почему Тюпа не ловит птиц" и др.

Для детей от 5 до 7 лет (по выбору родителей)

Белорусские народные сказки. "Пра быка i яго сяброў", "Жаронцы", "Лёгкi хлеб", "Лiсiца-хiтрыца" и др.

Русские народные сказки. "Крылатый, мохнатый да масленый" (обр. О.Капицы); "Царевна-лягушка", "Морозко" (обр. М.Булатова); "По щучьему веленью", "Хаврошечка" (обр. А.Толстого) и др.

Сказки народов мира. "У солнышка в гостях" (словацк., пер. и обр. С.Могилевской и Л.Зориной); "Кукушка" (ненецк., обр. К.Шаврова) и др.

Литературные сказки русских писателей. А.Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди" (в сокращении); П.Ершов. "Конек-Горбунок"; В.Одоевский. "Мороз Иванович"; В.Гаршин. "Лягушка-путешественница"; С.Маршак. "Двенадцать месяцев"; К.Чуковский. "Доктор Айболит" и др.

Литературные сказки зарубежных писателей. Г-Х.Андерсен. "Дюймовочка" (пер. с дат. А.Ганзен), "Принцесса на горошине" (пер. с дат. А.Ганзен), , "Снежная королева" (пер. с дат. А.Ганзен); А.Милн. "Винни-Пух и все-все-все" (пер. с англ. Б.Заходера); Дж.Родари. "Приключения Чиполлино" (пер. с итал. З.Потаповой); Ш.Перро "Золушка" и др.

Произведения белорусских поэтов. Р.Барадулiн. "Загадкi на градках"; В.Вiтка. "Вавёрчына гора"; Я.Колас. "Першы гром", Я.Купала. "Бай"; С.Шушкевiч. "Пракалоў камарык ножку" и др.

Произведения русских поэтов. С.Есенин. "Береза", "Черемуха"; С.Михалков. "А что у вас?"; С.Маршак. "Вот какой рассеянный", "Веселое путешествие от "А" до "Я" и др.

Басни. И.Крылов. "Стрекоза и муравей", "Ворона и лисица".

Произведения белорусских писателей. Цётка. "Журавель i чапля"; А.Дудараў. "Сiнявочка" и др.

свернуть

Развитие речи детей с помощью художественной литературы

Консультация для родителей

«Развитие речи детей с помощью художественной литературы»

Детские книги играют большую роль в речевом развитии детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, строится с учетом возрастных особенностей детей. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций.

Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач, а именно, интенсивно обогащать речь ребёнка путем восприятия и рассказов взрослых, а также чтения вслух.

По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». 

Ознакомиться с полным содержанием консультации можно здесь

Интерактивное лото по сказкам Корнея Чуковского здесь 

Интерактивная игра "Доскажи словечко" по сказке К. Чуковского "Бармалей" здесь 

свернуть

Сказка как одно из средств развития связной речи

Для развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Все дети любят сказки. Из сказок они черпают свои первые представления об окружающем мире, пространстве и времени, о связи человека с природой и т. д.

         Использование сказки в развитии детей дошкольного возраста с трудностями в обучении способствует:

  1. развитию активности — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
  2. развитию самостоятельности — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
  3. развитию творчества — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
  4. развитию эмоциональности — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
  5. развитию произвольности — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
  6. развитию связной речи — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о сказочных образах.

В процессе развития связной речи сказка используется, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении.

Для развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Все дети любят сказки. Из сказок они черпают свои первые представления об окружающем мире, пространстве и времени, о связи человека с природой и т. д.

Использование сказки в развитии детей дошкольного возраста с трудностями в обучении способствует:

  1. развитию активности — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
  2. развитию самостоятельности — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
  3. развитию творчества — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
  4. развитию эмоциональности — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
  5. развитию произвольности — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
  6. развитию связной речи — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о сказочных образах.

         В процессе развития связной речи сказка используется, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении.

     Л.П. Салова, организуя работу по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении в свободной деятельности (в саду или дома), предлагает использовать следующие приемы:

  1. Прием «Из сказки - задачка»

       Цель: на основе знакомых сказок составлять интересные задачки, научить детей преобразовательному ремеслу, делая это не столько путем объяснения, сколько с помощью образца.

 

Пример

Сказка «Волк и семеро козлят»

Задачка. Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, то, сколько козлят нашел бы волк в избушке?

 
  1. Прием «Сказка продолжается»

     Цель: путем изменения конца сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло; развивать воображение ребенка.

Пример

Сказка«Репка»

Задачка. Репку вытащили, а как ее делили – кто им мешал при этом, кто больше всего трудился для этого.

  1. Прием «Изменение ситуации в знакомых сказках»

        Цель: побуждать ребенка придумывать, учить детей самих менять ситуации в сказках.

Пример

Сказка «Гуси-лебеди»

Задачка. На пути девочки встречается волк...

  1. Прием «Сказки по комическим рисункам»

          Цель: развивать навыки быстрого и четкого рисования используя геометрические фигуры (квадратная сказка, треугольная, овальная, круглая и т. д.).

      Все персонажи нарисованы с помощью избранной формы. Используется для создания смешной сказки.

   

       5.  Прием «Сказки с новым концом»

Цель: учить детей придумывать свои варианты окончаний к знакомым, логически завершенным сказкам.

Пример

Сказка «Три медведя»

В концовке: Маша убежала

от медведей.

Возможные варианты.

Маша помирилась с медведями.

 

Таким образом, использование различных приемов работы со сказками, является эффективным средством в работе по развитию связной речи детей с трудностями в обучении. Связные высказывания детей становятся лаконичнее и точнее.

 

свернуть