Советы учителя-дефектолога

Формирование связной речи у дошкольников

23.09.2022
Консультация учителя-дефектолога Чернышовой Светланы Владимировны
развернуть

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.

Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

Обучать ребенка рассказыванию рекомендуется по следующей схеме:

  •  Составление рассказов по наблюдае­мым действиям. 
  •  Составление рассказов по несколь­ким сюжетным картинам.
  •  Составление рассказов по прослу­шанному тексту и картине.
  •  Составление рассказов по одной сю­жетной картине
  •  Составление рассказов по памяти
  •  Составление рассказов по символам.
  •  Составление рассказов по схемам.
  •  Составление рассказов по натураль­ным предметам
  •  Составление рассказов по предмет­ным картинкам.
  •  Составление рассказов по задан­ным словам.

Ребёнок-дошкольник научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно соста­влять разнообразные рассказы повествова­тельного, описательного, объяснительного и творческого характера. Если развитие вашего ребёнка не на­рушено, эти упражнения усилят его творческие и речевые возможности, по­высят умственный возраст, позволят пробу­дить скрытый потенциал, резервы, спо­собности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!

Чтобы дополни­тельно заинтересовать ребёнка занятия­ми, запишите его рассказы на магнито­фон, видеомагнитофон, в специальный, красиво оформленный альбом. Так вы добьётесь большей активности и стара­тельности от малыша, а после составле­ния рассказов сможете оценить и обсу­дить с ребёнком их положительные и от­рицательные стороны.

Не забудьте поощрять малыша улыбкой и восторженной похвалой за лю­бую, даже незначительную удачу. 

Составление рассказов по наблюдаемым действиям

Подробно, связно, последовательно рассказать о событиях, составив рассказы со сле­дующими названиями:

Мы покупаем щенка

Прогулка в парк

Мы в зоопарке

Поход в театр

Внимательно посмотреть, как взрослый с помощью различных игрушек (можно фигурок от киндер-сюрпризов) разыграет перед тобой маленькие сказки.

Понаблюдать за действиями взрослого, прослушать несколько сказочных историй. За­тем самостоятельно выбрать игрушки, показать и рассказать похожие сказки. 

ДРАЧУНЫ

В лесу волк и лиса нашли кусок мяса и стали из-за него драться. Пока они дрались, прилетела ворона и унесла мясо.

Нельзя драться, дракой делу не поможешь! Все вопросы мож­но решить по-доброму, по-хорошему.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО НЕСКОЛЬКИМ СЮЖЕТНЫМ КАРТИНАМ

ЗАПОЗДАЛАЯ ФОТОГРАФИЯ

Внимательно рассмотреть все картинки. Подробно, связно, последова­тельно рассказать о действиях героев картин. Не просто перечислять события, а обязательно объяснять, почему герои поступили именно так.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО ПРОСЛУШАННОМУ ТЕКСТУ И КАРТИНЕ

Прослушать тексты. Глядя на картины, подробно ответить на поставленные вопросы. Полно, выразительно, связно пересказать каждую историю.

ДВЕ УЛИТКИ

Как-то летом две улитки отдыхали на листике клёна. Вдруг под дере­вом они увидели оленя. Он поедал молодые листья и в любой момент мог дотянуться до листика с улитками. От испуга обе улитки залезли в свои домики и затаились. Когда после нескольких минут они посмотрели вниз, оленя под клёном не было. «Испугался!» — сказала одна улитка. А вторая добавила: «Ясное дело, нас-то двое, а он один!»

Где сидели улитки?

Почему они испугались оленя?

Как они спрятались от оленя?

Могли ли улитки быстро покинуть дерево? Почему?

Куда исчез олень?

Почему улитки не видели, как олень ушёл?

Что сказала одна улитка?

Что ответила вторая?

Олень на самом деле испугался улиток?

Что смешного в этом рассказе?

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО ОДНОЙ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

Проанализировать содержание картины. Ответить на вопросы полными предло­жениями. Составить связные, подробные, полные рассказы по картинам.

СЮРПРИЗ

Откуда идут мальчики?

Что у них за плечами?

Что один мальчик кладёт другому в рюкзачок?

Какая погода на улице?

Что случится с мороженым в тёплом месте?

Что такое «сюрприз»?

Приятный ли сюрприз сделал мальчик своему знакомому?

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО ПАМЯТИ

Вспомнить мультфильмы, которые ты смотрел. Рассказать понравившийся мультфильм целиком или отдельный эпизод из него. Не только называть действия героев, но и давать оценки поступкам, объяснять их причины и последствия.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО СИМВОЛАМ

Пересказать историю, используя имеющиеся опорные картинки.

Прослушав рассказ, нарисовать свои собственные картинки-сим­волы. По ним повторить рассказы целиком.

ДАША-ДОКТОР

Мама подарила Даше игру «Доктор Айболит». Там были градусник, бинты, трубка, игрушечный шприц для уколов. Теперь каждый день Даша в больницу играет. В этой больнице она доктор, а её куклы — больные. Даша кладёт их на диван, ставит им градусник, делает уколы и даёт лекарство. Хотела Даша также полечить своего дедушку, но де­душка почему-то пошёл к настоящему доктору.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО СХЕМАМ

Вместе с мамой рассмотреть б—8 предметов её одежды. Посмотри на схему описания и постарайся рассказать как можно лучше!

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО НАТУРАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Представить, что ночью, когда в доме все спят, игрушки оживают, начинают двигаться и разговаривать.

Придумать и пересказать их разговор, если:

  • игрушки жалуются друг другу на своего хозяина
  • игрушки обсуждают своё путешествие по квартире
  • игрушки хотят вернуться в магазин
  • игрушки очень довольны своим хозяиномСОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО ПРЕДМЕТНЫМ КАРТИНКАМ

    Посмотреть на картинки, представить изображённых животных и послушать о них забав­ную небылицу. Придумать свою небылицу об этих же животных. Попросить взрослого запи­сать твоё произведение

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО ЗАДАННЫМ СЛОВАМ

    Объяснить, что положительного и что отрицательного в названных явлениях:

    Рубка леса

    Снегопад

     Путешествие

    Просмотр телевизионных передач

    Солнечный загар

    Долгий сон

    Ремонт в квартире

     

    Придумать и рассказать истории по предложенным названиям:

    Как Дениска испугался своего отражения

    Как Лена первый раз пришла в детский сад

    Как Миша капризничал в магазине игрушек

    Как Серёжа спас котёнка

    Как Наташа помогла соседке

    Как Максим и его пёс Бимка нашли пропажу

свернуть

Сказка как одно из средств развития связной речи детей

15.09.2022
Консультация из опыта работы учителя-дефектолога Храбровой И. Ю.
развернуть

     Для развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Все дети любят сказки. Из сказок они черпают свои первые представления об окружающем мире, пространстве и времени, о связи человека с природой и т. д.

         Использование сказки в развитии детей дошкольного возраста с трудностями в обучении способствует:

  1. развитию активности — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
  2. развитию самостоятельности — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
  3. развитию творчества — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
  4. развитию эмоциональности — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
  5. развитию произвольности — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
  6. развитию связной речи — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о сказочных образах.

В процессе развития связной речи сказка используется, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении.

Для развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Все дети любят сказки. Из сказок они черпают свои первые представления об окружающем мире, пространстве и времени, о связи человека с природой и т. д.

Использование сказки в развитии детей дошкольного возраста с трудностями в обучении способствует:

  1. развитию активности — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
  2. развитию самостоятельности — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
  3. развитию творчества — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
  4. развитию эмоциональности — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
  5. развитию произвольности — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
  6. развитию связной речи — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о сказочных образах.

         В процессе развития связной речи сказка используется, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении.

     Л.П. Салова, организуя работу по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении в свободной деятельности (в саду или дома), предлагает использовать следующие приемы:

  1. Прием «Из сказки - задачка»

       Цель: на основе знакомых сказок составлять интересные задачки, научить детей преобразовательному ремеслу, делая это не столько путем объяснения, сколько с помощью образца.

 

Пример

Сказка «Волк и семеро козлят»

Задачка. Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, то, сколько козлят нашел бы волк в избушке?

 
  1. Прием «Сказка продолжается»

     Цель: путем изменения конца сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло; развивать воображение ребенка.

Пример

Сказка«Репка»

Задачка. Репку вытащили, а как ее делили – кто им мешал при этом, кто больше всего трудился для этого.

  1. Прием «Изменение ситуации в знакомых сказках»

        Цель: побуждать ребенка придумывать, учить детей самих менять ситуации в сказках.

Пример

Сказка «Гуси-лебеди»

Задачка. На пути девочки встречается волк...

  1. Прием «Сказки по комическим рисункам»

          Цель: развивать навыки быстрого и четкого рисования используя геометрические фигуры (квадратная сказка, треугольная, овальная, круглая и т. д.).

      Все персонажи нарисованы с помощью избранной формы. Используется для создания смешной сказки.

   

       5.  Прием «Сказки с новым концом»

Цель: учить детей придумывать свои варианты окончаний к знакомым, логически завершенным сказкам.

Пример

Сказка «Три медведя»

В концовке: Маша убежала

от медведей.

Возможные варианты.

Маша помирилась с медведями.

 

Таким образом, использование различных приемов работы со сказками, является эффективным средством в работе по развитию связной речи детей с трудностями в обучении. Связные высказывания детей становятся лаконичнее и точнее.

свернуть

Артикуляционная гимнастика

12.09.2022
Консультация для любознательных родителей (из опыта работы Чернышовой С. В.).
развернуть

 

 

Изображение

Комментарии:

 

свернуть

Игры на развитие речевого дыхания

Наглядная консультация в картинках.
развернуть

Самомассаж рук

Речевые игры по дороге в детский сад

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ПО ДОРОГЕ В САД 👍🏻

 

Чтобы ваша дорога в сад была интересной и веселой! 

Предлагаю вашему вниманию несколько интересных игр: 

 

✨ Что из чего состоит? Стул состоит из спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц. 

 

✨ Кто кем был раньше? Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальков, а еще раньше икринкой. Яблоко было раньше цветочком. 

 

✨ Что общего? Что общего может быть у яблока и кубика? Они оба могут быть красными. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья. 

 

✨ Что произойдет, если… Что произойдет, если не закрыть холодильник? Что произойдет, если оставить включенной воду? Выслушайте ответы ребенка. Некоторым вы удивитесь сами. Такая игра учит мыслить малыша. 

 

✨ Один – много. Стул – стулья, врач – врачи, человек – люди. 

 

✨ Назови ласково. Кот – котик, дом – домик, качели – качельки, машина – машинка. 

 

✨ Я знаю пять имен. Ребенок хлопает в ладоши – Таня, София, Богдан, Даня, Тима. Называть можно не только имена – названия животных, цветов, виды посуды, мебели и т.д. 

 

✨ Обобщаем. Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт (уточняем: воздушный). 

 

✨ Антонимы. Высокий – низкий, тяжелый – легкий, вверх – вниз, черный – белый. Вот полный список противоположностей. 

 

✨ Ассоциации. Называйте ребенку предмет, а он придумывает ассоциации, которые у него возникли с этим предметом. Например: стакан – стекло, белка – орешки, зайчик – морковка, летчик – самолет, книга – картинки. 

 

✨ Консервируем. Скажите ребенку, что у вас есть трехлитровая банка, в которую вы будете консервировать все слова на букву М, например: мишка, машина, моль, морковь, магазин, мина, мороженое. 

 

✨ Что лишнее? Мама говорит: «В саду растут: яблоко, персик, бегемот, малина». Ребенок называет лишнее или хлопает в ладоши, когда услышит лишнее слово. 

 

✨ Я вижу что-то… Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться – кто увидит больше красных (зеленых, круглых) предметов. 

 

✨ Загадываем слово. Малыш загадывает любое слово. Мама с помощью наводящих вопросов пытается узнать – что это. Например: оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик? Потом меняемся местами.

свернуть

«Звуковые улитки»: автоматизация и дифференциация звуков

Наглядность для педагогов и родителей.
развернуть

Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их точной четкой передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения. Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Данный игровой материал будет полезен для домашних упражнений для закрепления правильного произношения звуков и развития фонематического слуха, нужно просто спросить у ребенка: "Что везёт улитка?" и следить за правильным произношением звуков в словах.

 

Изображение

 

 

Изображение

 

 

Изображение

свернуть

Чистоговорки про осень

Как помочь ребенку запомнить буквы

Консультация для родителей и педагогов специальной группы с трудностями в обучении (из опыта работы учителя-дефектолога Чернышовой С.В.).
развернуть

Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их?..

На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук-буква». Нужно говорить о буквах, произнося их звуками : не «бэ», а «б», не «эр», а «р». При этом произносить их быстро и кратко. Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги. При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребенок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку. Придумывая с ребенком слова с заданного звука, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким-либо определенным предметом. Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со слов, где гласные «а», «о», «у», «э» в начале и под ударением (Аист, Ослик, Утка, Эхо и так далее), после можно попробовать выделять согласные, не участвующие в слоге-слиянии (к- рот , т-рактор и т. п.).

Игры, способствующие запоминанию букв:

1. Игра «Покажи букву» Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела. Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.

2. Игра «Найди и назови букву» Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее. Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы , похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота. Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.

3. Игра «Архитектор» Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.

4. Игра «Дорисуй букву» Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.

5. Игра «Узнай букву» Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.

6. Игра «Что неправильно» Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.

7. Игра «Найди и подчеркни» Предложите ребенку найти и подчеркнуть( обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным .

8. Игра «Магнитная азбука» Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….»

9. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы.

свернуть

Развиваем фонетический слух дошкольников

Наглядная консультация для родителей и педагогов.
развернуть

Какие же функции выполняет учитель-дефектолог в нашем дошкольном учреждении

Информация для родителей (из опыта работы учителя-дефектолога Чернышовой С.В.).
развернуть

Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен учитель-дефектолог в дошкольном учреждении. А родителям детей, имеющих нарушения в развитии, пришлось тесно соприкоснуться с наукой дефектологией и познакомиться со специалистами этой области. В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.

Во-первых, учитель-дефектолог в проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребёнка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребёнком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатков развития.  

При обследовании дефектолог тщательно изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины. Если ребёнок переведён  к нам из другого дошкольного учреждения, учитель-дефектолог  изучает и педагогическую характеристику.

При проведении обследования основная роль отводится дефектологу,  за-тем к обследованию подключаются психолог, руководитель по физичес-кому воспитанию, музыкальный руководитель.

Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

В-третьих, деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

Каждое коррекционно-развивающие занятие, которое проводит учитель - дефектолог в дошкольном учреждении, представляет собой целый комплекс познавательной деятельности, моторики, речи.

На занятиях дефектолог использует игрушки, картины, книги, музыкальные инструменты, компьютер с развивающими и обучающими программами, мультимедийными презентациями и много разнообразного дидактического подсобного материала.  

Учитель-дефектолог в детском саду регулярно проводит не только под-групповые, но  и индивидуальные занятия. 

Согласно статистике у каждого второго ребёнка наблюдаются нарушения речи, многим детям сложно справиться с произношением новых звуков. Поэтому особенно важна своевременная помощь  дефектолога.

О развитии речи своего ребёнка, особенно дошкольного возраста, родителям нужно позаботиться заранее. Опытный дефектолог в детском саду поможет решить многие проблемы, связанные с произношением звуков и исправлением речи ребёнка.

 Коррекционные занятия дефектолога-логопеда направлены на:
- исправление дефектов речи;
- развитие не только правильной, но и красивой речи;
- коррекцию звукопроизношения, общего и фонетико-фонематического недоразвития речи; 
- профилактику нарушений чтения и письма;
- развитие оптико-пространственных представлений;
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

 Родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия учителя-дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.

Кроме занятий с ребёнком учитель-дефектолог в детском саду проводит консультирование родителей, во время которых родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка. Так что, дорогие родители, знайте, что дефектолог может сделать очень много для Вашего ребёнка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни. 


Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка Вашего ребенка!..

 

Изображение

свернуть

Играем вместе с детьми

Наглядный материал по теме: "Мы в профессии играем" для любознательных родителей и педагогов дошкольных учреждений. .
развернуть

Занимаемся с детьми дома

Наглядный материал из опыта работы учителя-дефектолога Чернышовой С.В. по теме: "Как растут растения".
развернуть

Игры с мячом для развития речи детей

Наглядный материал для родителей и педагогов.
развернуть

Стихи для дифференциации звуков

Наглядное пособие для родителей (использование интернета)
развернуть

Говорите с ребёнком правильно

Консультация для родителей и педагогов.
развернуть