Развитие познавательных процессов у дошкольников с трудностями в обучении

26.03.2022
Консультация для родителей Учитель-дефектолог: Храброва И.Ю.

Развитие познавательных процессов - это развитие таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, без которых невозможно успешное обучение ребенка. 

У детей с трудностями в обучении отмечается недостаточная сформированность познавательных процессов, поэтому работа, которую планирует учитель - дефектолог является коррекционно – развивающей. Ниже рассмотрим особенности развития познавательных процессов у детей с трудностями в обучении (далее с ТО).

Специфические особенности памяти детей с ТО:

-Снижение объема памяти и скорости запоминания,

-Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,

Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых  попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,

-Преобладание наглядной памяти над словесной,

-Снижение произвольной памяти.

-Нарушение  механической памяти.

Для ребенка с ТО процесс запоминания, требует специально организованной работы.

Особенности внимания детей с ТО:

  1. Низкая концентрация внимания, неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.
  2.  Низкий уровень устойчивости внимания, быстрая истощаемость и утомляемость.
  3. Узкий объем внимания.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки предметов и делать обобщения. У детей с ТО снижена потребность в общении как со сверстниками так и со взрослыми, дети эмоционально неустойчивы, выявляется бедный словарный запас, при использовании даже знакомых слов дети допускают ошибки связанные с неправильным пониманием смысла слова.

Особенности восприятия:

 - недостаточная полнота и точность восприятия;

-замедленность восприятия и переработки информации;

- низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю»);

- снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.

 

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, поэтому целесообразно использование игр и игровых приемов на коррекционных занятиях. 

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей детей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умения высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

-социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

В своей работе я широко использую дидактические игры, которые создаю своими руками. Эти игры ценны тем, что многие из них вы, родители, можете создать их  самостоятельно дома вместе с детьми, тем самым повысив детский интерес к играм.

Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:

ИГРА "Воздушные шары".

Дидактическая игра с цветными крышками - способствует сенсорному развитию ребенка, развитию речи, мышлению, логики, вниманию, памяти, восприятию, мелкой моторики, расширяет кругозор у детей.

Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.

 

 

ИГРА "Фигуры разбежались".

Игра создает условия для формирования и развития элементарных математических представлений о фигурах, счете, так же сенсорного развития.

 

             ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта мышления и становлению речи.

                        ИГРА "Кто что ест?" - закрепляет знания о домашних животных (их названия, кто что кушает, так же прищепки разрабатывают моторику рук, что очень важно для ребёнка. Так же игра способствует развитию сообразительности и смекалки. В эту игру можно играть одному ребёнку, а можно сразу двум или трём деткам одновременно, это способствует развитию коллективизма в группе.

Реализация потенциальных возможностей развития познавательных процессов детей с ТО зависит, с одной стороны, от организации педагогически целесообразного воздействия, учитывающего особенности развития тех или иных функций, умений и навыков ребёнка, с другой — от общего социального благополучия, внимания окружающих взрослых к развитию ребенка.

ИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ!

Меню раздела