Правовая страничка

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

04.04.2024

Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 года

Статья 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

  1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
  2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:

1) убийство (статья 139);

2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);

3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);

4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);

5) изнасилование (статья 166);

6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);

7) похищение человека (статья 182);

8) кражу (статья 205);

9) грабеж (статья 206);

10) разбой (статья 207);

11) вымогательство (статья 208);

111) хищение путем использования компьютерной техники (статья 212);

12) угон транспортного средства или маломерного судна (статья 214);

13) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части 2 и 3 статьи 218);

14) захват заложника (статья 291);

15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);

16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);

17) хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327);

171) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2–5 статьи 328);

18) хулиганство (статья 339);

19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);

20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);

21) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413);

22) уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы (статья 415).

  1. Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.
свернуть

Возраст, с которого наступает административная ответственность

04.04.2024

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность

  1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:

1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);

2) оскорбление (статья 10.2);

3) мелкое хищение (статья 11.1);

4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);

5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);

6) мелкое хулиганство (статья 19.1).

  1. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.
свернуть

Оставление в опасности

04.04.2024

Статья 159. Оставление в опасности

  1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи –

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

  1. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет со штрафом или без штрафа.
  2. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

Источник: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9900275 – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

свернуть

Нормативное правовое обеспечение СППС

Социально-педагогическая и психологическая служба (далее – СППС) обеспечивает социально-педагогическую поддержку воспитанникам и оказывает им психологическую помощь.
развернуть

Изменения в Кодексе КОАП Республики Беларусь с 1 марта 2021 года (административная ответственность несовершеннолетних)

 

Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:

1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);

2) оскорбление (статья 10.2);

3) мелкое хищение (статья 11.1);

4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);

5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);

6) мелкое хулиганство (статья 19.1).

2. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.

Статья 4.3.  Возраст, с которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:

1) за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (статья 9.1);

2) за мелкое хищение (статья 10.5);

3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);

6) за разведение костров в запрещенных местах (статья 15.58);

7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);

8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части 1–3, 5 статьи 18.3);

9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной ценности (статья 19.4);

14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

3. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

Статья 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:

1) убийство (статья 139);

2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);

3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);

4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);

5) изнасилование (статья 166);

6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);

7) похищение человека (статья 182);

8) кражу (статья 205);

9) грабеж (статья 206);

10) разбой (статья 207);

11) вымогательство (статья 208);

111) хищение путем использования компьютерной техники (статья 212);

12) угон транспортного средства или маломерного судна (статья 214);

13) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части 2 и 3 статьи 218);

14) захват заложника (статья 291);

15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);

16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);

17) хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327);

171) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2–5 статьи 328);

18) хулиганство (статья 339);

19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);

20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);

21) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413);

22) уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы (статья 415).

3. Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.

свернуть

Актуальные вопросы Декрет № 18

Декрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 г. № 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях"

 

Все люди разные. У каждого есть свои увлечения и пристрастия. Однако не каждый человек может разграничивать что такое хорошо и что такое плохо. К большому сожалению в настоящее время многие совершеннолетние дееспособные граждане являются тунеядцами, ведут разгульный образ жизнь. Все бы ничего если бы у данной категории граждан не было ответственности перед самыми главными людьми - детьми. Данная статья описывает в соответствии с действующим законодательством меры и ответственность к недобросовестным родителям, которые нарушают моральные и законодательные нормы (ст.73 КоБС).

Главный принцип Положения Декрета № 18:

- обеспечение защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях,
- повышение ответственности родителей, не выполняющих конституционных обязанностей по воспитанию своих детей.

Актуальные вопросы Декрет № 18:

- процедура изъятия детей из неблагополучных семей;
- ответственностью обязанных лиц, уклоняющихся от содержания детей, помещенных на государственное обеспечение;

- трудоустройством родителей, чьи дети находятся на государственном обеспечении;
- реализацией имущества и сдачей внаем имеющегося у неблагополучных родителей жилья для покрытия расходов государства на содержание ребенка.

Стоит отметить, что целью создания и реализации государством данного нормативного акта является не угроза для нормальных родителей, которые в соответствии с моральными и гражданскими нормами воспитывают детей, а для разрешения реальной актуальной проблемы в социуме. Так согласно Декрету № 18 государственной защите и помещению на государственное обеспечение подлежат только те дети, где установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, являются хроническими алкоголиками или наркоманами, либо иным образом не надлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально-опасном положении.

Недобросовестные родители (обязанные лица)

- родители (единственный родитель) которые ведут аморальный образ жизни, являются хроническими алкоголиками или наркоманами, либо иным образом не надлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально-опасном положении.

Социально-опасное положение детей

- вредное воздействие на ребенка, при котором родитель являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка.

Решение о признание ребенка нуждающимся в государственной защите

Итак, как уже говорилось, в случае наличия оснований у комиссии по делам несовершеннолетних информации о нахождения ребенка с родителями, которые не занимаются воспитанием и содержанием ребенка, установлено минимальный срок в течении которого ребенок помещается в приют:
- в течении трех дней комиссия по делам несовершеннолетних по месту жительства ребенка принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей, установления ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещения ребенка на государственное обеспечение (приют).
- в трехдневный срок, прокурор уведомляет о решении отобрать ребенка.
- в течении одного дня, следующего за днем вынесения данного решения, ребенок отбирается у родителей.

Действия комиссии после отбирания ребенка из семьи:

- в течение пяти рабочих дней информировать о принятом решении:
1. работодателя у которого работал данный родитель, у которых отобраны дети.
2. управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите если недобросовестные родители нигде работают или когда ребенку назначена пенсия;
- в шестимесячный срок принять соответствующее решение:
1. о возвращении ребенка родителям (только в случае если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка), с одновременным уведомлением об этом работодателя где работают родителей, у которых отобраны дети;
2. о подаче искового заявления о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав в суд по месту жительства (нахождения) ребенка управлением (отделом) образования или учреждением, в котором находится ребенок, не позднее четырнадцати рабочих дней после вынесения комиссией по делам несовершеннолетних решения.

Обязанность возмещения недобросовестными родителями расходов по содержанию детей государством:

- лишения их родительских прав;
- если у них отобрали детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;
- если у них отобрали детей на основании решения суда без лишения родительских прав;
- если они отбывают наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста;
- нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей.

Кто погашает расходы по содержанию детей государством

Стоит отметить, обязанность возмещать государству затрат по содержанию детей возникает только со дня помещения ребенка в приют либо вступления в силу судебного постановления, приговора в отношении родителей.
Прекращение обязанности наступает только после полного погашения расходов по содержанию детей государством, а также в случае смерти последнего родителя, являющегося обязанным лицом, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, недееспособным либо в связи с наличием у родителя заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности. За несовершеннолетних родителей эти расходы возмещают их родители, а при их отсутствии или неполном погашении сами несовершеннолетние родители после достижения ими совершеннолетия либо с момента приобретения ими до достижения совершеннолетия дееспособности в полном объеме. Работающие совершеннолетние родители в трехдневный срок после помещения ребенка на государственное обеспечение должны добровольно подать заявление по месту работы о возмещении расходов и ежемесячно их компенсировать. В случае уклонения от возмещения расходов их взыскание будет осуществляться на основании исполнительной надписи нотариуса. Если заработная плата и приравненные к ней доходы родителя не позволяют ему в течение шести месяцев выполнять требование о полном возмещении расходов по содержанию детей, его трудоустраивают по постановлению суда. Расходы по содержанию детей не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья согласно перечню заболеваний, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь, на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения (п. 8 Декрета N 18).

Трудоустройство и контроль за недобросовестными родителями осуществляют:

- сотрудники органов внутренних дел (далее - МВД)
- сотрудники органа по труду, занятости и социальной защите населения
- отдел кадров работодателя.

При вынесении судом судебного постановления о трудоустройстве недобросовестного родителя, комиссия или суд в течение трех рабочих дней после его вынесения направляет в МВД и орган по труду, занятости и социальной защите населения по месту нахождения обязанного лица, а в случае, если место жительства у этого лица отсутствует, по последнему известному месту жительства. Данное постановление подлежит немедленному исполнению. В соответствии с ч. 1 и 2 п. 14 Декрета N 18 орган по труду, занятости и социальной защите населения обязан в течение трех рабочих дней определить одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица.Обязанное лицо должно явиться в организацию для трудоустройства. Данный родитель обязан трудоустроится не позднее одного дня,следующего за днем получения направления органа по труду, занятости и социальной защите. В организации над обязанным лицом устанавливается ответственное лицо, которое контролирует и сообщает отделу кадров о явке обязанного лица на работу. Отдел кадров работодателя ежедневно сообщает МВД и органу по труду занятости и социальной защите о явке либо не явке на работу обязанного лица. При наличии более одного для пропуска, МВД осуществляет обеспечивают принудительную их явку (доставку в случае обнаружения этих лиц по результатам розыска) на работу, а также выносят этим лицам официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения.

У родителя есть четыре месяца для восстановления нормальной жизни ребенка

У законных представителей детей есть около четырех месяцев на восстановление нормального уровня существования, ибо если после помещения ребенка в приют родители не предпринимают мер к изменению своего поведения, то не позднее чем за 45 - 50 дней до истечения шестимесячного срока нахождения ребенка в детском социальном приюте необходимо начинать процедуру лишения их прав на ребенка. Связана подобная ситуация с тем, что на следующий день после истечения шести месяцев пребывания в приюте несовершеннолетний не имеет права там находиться, а нарушение указанного правила может повлечь достаточно серьезные последствия для работников указанного учреждения.

В результате за 4 месяца родители должны:

- трудоустроиться и выплачивать в полном размере денежные суммы на содержание ребенка;
- восстановить квартиру, дом (отчистить от грязи, сделать ремонт и т.д.);
- начать погашать долги за коммунальные платежи;
- изменить свое поведение и отношение к ребенку (систематически посещать детей в приюте, принять участие в работе групп реабилитации и т.д.);
- поправить свое здоровье (чаще всего пролечиться от алкогольной зависимости).

 

свернуть

Закон республики Беларусь о массовых мероприятиях в республике Беларусь

B ред. Законов Республики Беларусь от 08.11.2011 №308-З, от 17.07.2018 №125-
развернуть

 

30 декабря 1997 г. №114-З

(в ред. Законов Республики Беларусь от 08.11.2011 №308-З, от 17.07.2018 №125-З)

массовое мероприятие - собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие;

иное массовое мероприятие - спортивно-массовое, культурно-зрелищное, иное зрелищное или культурное мероприятие, религиозное мероприятие, проводимые в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении;

собрание - совместное присутствие граждан в заранее определенном месте под открытым небом либо в помещении в установленное время, собравшихся для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы;

митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы;

уличное шествие - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста;

демонстрация - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств;

пикетирование - публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств. К пикетированию приравнивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте (в том числе под открытым небом) в установленное время для совершения заранее определенного деяния, организованное (в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих общественно-политических интересов или протеста;

Организаторами мероприятия, в котором предполагается участие до 1000 человек, могут выступать граждане Республики Беларусь, свыше 1000 человек - только политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь либо государственные органы.

Заявление о проведении массового мероприятия подается в исполком за 15 дней до даты его проведения с указанием даты, цели, вида, места проведения, источников финансирования массового мероприятия, маршрута движения.

Массовое мероприятие может проводиться в любых пригодных местах, за исключением мест, определенных исполкомом, на объектах общественного транспорта, вблизи от зданий органов государственного управления и т.д.

Запрещается:

- проведение массовых мероприятий для пропаганды войны или экстремистской деятельности;

- привлекать к участию в них граждан за материальное вознаграждение;

- препятствовать движению транспорта и пешеходов, функционированию организаций;

- воздействовать в любой форме на сотрудников органов внутренних дел в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка;

- иметь при себе оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы.

 

Ответственность:

Статья 23.34 КоАП. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

1. Нарушение установленного порядка проведения массового мероприятия участником -

влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин (при повторном нарушении 20-50 б/в, при совершении за вознаграждение 30-50 б/в), или административный арест.

2. Нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия, а равно публичные призывы к их организации или проведению, совершенные организатором таких мероприятий, - влекут наложение штрафа в размере от 20 до 40 базовых величин (при повторном нарушении 20-50 б/в, при выплате вознаграждения 40-50 б/в) или административный арест, а на юридическое лицо - от 20 до 100 базовых величин.

 

Уголовный кодекс Республики Беларусь

 

Статья 293. Массовые беспорядки

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

2. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

 

Статья 339. Хулиганство

1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), - наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на срок до 3 лет.

2. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), - наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на срок от одного года до 6 лет.

3. Действия, предусмотренные ч.ч.1 или 2, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ, взрывных устройств или предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, либо совершенные с угрозой их применения, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство) - наказываются ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

 

Статья 361. Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь

1. Публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, - наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3 лет.

2. Призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления - наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3 лет.

3. Действия, предусмотренные ч.ч.1 или 2, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

свернуть

Ст. 159 Уголовного Кодекса РБ "Оставление в опасности"

Ответственность на нарушение Законодательства о пожарной безопасности

 

Статья 159 УК РБ

Уважаемые родители!

Напоминаем, что обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.
       В очередной раз напоминаем о недопустимости оставления малолетних детей одних без присмотра! Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ.
     

Знайте! Согласно части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни  или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух  лет.

Согласно части 3 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» – заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается арестом на срок до 6 месяцев или лишением свободы на срок до 3-х лет.

 

Ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности

         Ст. 15.29 КоАП Республики Беларусь (Кодекс об административных правонарушениях  Республики Беларусь):

нарушение требований пожарной безопасности в лесах, на торфяниках, либо запрета на их посещение влечет предупреждение или наложение штрафа от 25 б.в. (базовых величин)

- нарушение требований пожарной безопасности в лесах, на торфяниках, повлекшее уничтожение или повреждение леса либо торфяников влечет наложение штрафа от 25 до 50 б.в.

Ст. 15.58. КоАП Республики Беларусь - разжигание костров в запрещённых местах - предупреждение или наложение штрафа до 12 б.в.

Ст. 23.56 КоАП Республики Беларусь - нарушение законодательства о пожарной безопасности влечёт предупреждение или наложение штрафа до 30 б.в.

Ст. 304 Уголовного Кодекса Республики Беларусь - нарушение правил пожарной безопасности, совершенное в течение года после административного взыскания, повлекшее возникновение пожара, причинение тяжкого телесного повреждения или смерть человека, наказывается вплоть до лишения свободы сроком на 7 лет.

свернуть

Информация о сотрудниках ИДН г. Полоцка

 

Начальник ИДН и участковые инспектора

инспекции по делам несовершеннолетних

Полоцкого РОВД

 

Начальник ИДН  г. Полоцка

Орехова Светлана Юрьевна

служебный  телефон:  46-41-04

 

-------------------------------------------------

 

Микрорайон «Задвинье»

 

Старший участковый инспектор ИДН

 Зуев Евгений Владимирович

служебный телефон

46-40-24

свернуть

Общенациональная детская линия помощи

Детская Линия 8-801-100-1611 открыта для звонков с 1 июля 2011 года.

Линия работает круглосуточно, без выходных.

Детская Линия является бесплатной с любого стационарного телефона, а также мобильных телефонов МТС, доступной на всей национальной территории Республики Беларусь.

Общенациональная Детская Линия 8-801-100-1611 является ключевым элементом системы помощи детям, ставшим жертвами и свидетелями насилия, важнейшим инструментом для сообщения о произошедшем случае недостойного обращения с детьми, как для самого ребенка, так и для родителей, специалистов и граждан.

свернуть

Кризисная комната

Государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Полоцкого района» предоставляет номера телефонов ответственных специалистов за оказание помощи пострадавшим от домашнего насилия
развернуть
 

 

 

№ п/п

ТСЦОН (адрес, телефон); местонахождение «кризисной» комнаты.

Директор центра (Ф.И.О., телефон)

Ответственный за функционирование «кризисной» комнаты (Ф.И.О., должность, телефон в рабочее время).

Номера телефонов для обращения в нерабочее время (при необходимости помещения в «кризисную» комнату).

 

г. Полоцк,

ул. Толстого, 6

 

8(0214) 43 93 34

 

 

Шухлев Александр Викторович

8(0214) 43 93 34

+375 29 292 85 04

Кабацкая

Татьяна

Александровна –

заведующий отделением социальной адаптации и реабилитации

8(0214) 46 11 58

+375 33 324 07 53

Лодис Игорь Андреевич – инспектор профилактики отдела охраны правопорядка - милиции общественной безопасности Полоцкого РОВД

8 (0214) 42 32 02 

с 17.00 до 8.00

 + 375 33 614 60 28

 

 

Кабацкая

Татьяна

Александровна –

Заведующий отделением социальной адаптации и реабилитации

+375 33 324 07 53

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Памятка для родителей по профилактике экстремизма, деструктивных проявлений

Одной из особенностей современной Беларуси стала активная деструктивная деятельность многочисленных общественных формирований, в том числе различных партий и общественных движений. Анализ их деятельности показывает, что она по многим направлениям выходит за рамки закона: их печатные издания, радио- и телевыступления лидеров, пропагандистские кампании прямо угрожают общественному порядку, спокойствию и безопасности граждан, межнациональному согласию, государственному строю, то есть – имеют выраженный экстремистский характер. Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. №77-З "О борьбе с терроризмом".
 
По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций, народностей. Отсюда и разные формы экстремизма: экстремизм националистический, религиозный, молодежный.

Необходимо отметить, что в чистом виде ни одна из форм экстремизма не существует. Всегда происходит смешение названных форм с преобладанием той или иной окраски там, где в действие вовлекаются массы населения, где затрагиваются интересы многих людей, где нарушается общественный порядок, создается угроза жизни и здоровью людей, всегда политика переплетается с национализмом, религией и т.д. Как любое негативное явление, экстремизм не рождается на «пустом месте». Причин, определяющих возникновение и существование экстремистских организаций, достаточно много. Поэтому огромное значение имеет анализ мотивации преступного поведения их членов.

При анализе социально-психологических причин преступного поведения нельзя забывать о взаимном  влиянии культур, которое может быть позитивным и негативным. Всплеск массовой ксенофобии, связанной прежде всего с миграционными процессами, этнической монополизацией малого и среднего бизнеса, огромным количеством гастарбайтеров, занимающих рабочие места и способствующих обвалу цен на рынке труда, разным менталитетом граждан.

Насколько многообразен и многолик экстремизм, настолько разнообразны порождающие его мотивы. По мнению опрошенных в ходе исследования сотрудников подразделений по противодействию экстремизму различных регионов России, основными порождающими экстремизм мотивами являются: материальный, идеологический, желания преобразования и неудовлетворенности реальной ситуацией, власти над людьми, интереса к новому виду деятельности, товарищеский, самоутверждения, молодежной романтики, героизма, игровой, привлекательности смерти. Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан.

Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определенных мотивов поведения, постановке новых и уходу от старых целей. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить данное преступление.

Характер мотивации поведения каждого члена и всей группы в целом различается по силе и направленности. Сила мотивации зависит от взаимного влияния участников группы, их консолидации. Поскольку экстремистские организации, как правило, стараются поддерживать конспирацию своей деятельности, они вынуждены быть сплоченными, за счет этого достигается усилие мотивированности поведения каждого участника. Члены группы четко распределены по своим ролям: идеолог, руководитель, организатор и исполнители. В группе действуют довольно жесткие правила, требующие от участников безоговорочного подчинения.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об особенностях преступлений экстремистской направленности. В подавляющем большинстве членами молодежных экстремистских группировок выступают молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет). Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми являются и девушки.

В отличии от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать такой: для преодоления все политических и экономических проблем в стране необходимо создание «чисто национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз. Причем, идея чистого государства присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам исламского толка, призывающим  в свою очередь к созданию чистого государства на религиозной (мусульманской) основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное указанными идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.

Какими бы мотивами ни руководствовались экстремисты, их основная цель дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций.

Органами внутренних дел реализуется комплекс мер, направленных на выявление экстремистских настроений и принятие необходимых профилактических мер в молодежной среде.

На постоянной основе проводится мониторинг средств массовой информации и информационных ресурсов сети «Интернет» для установления фактов публикаций информации экстремистского содержания, а также несанкционированных митингах и акциях протеста.

Профилактика экстремизма и терроризма

Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях»

Статья 17.11. Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов

Изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов, если в этих деяниях нет состава преступления, — влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, на индивидуального предпринимателя — от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, а на юридическое лицо — от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения».

Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. №77-З "О борьбе с терроризмом"

Статья 23. Ответственность организации за террористическую деятельность

На   основании решения  Верховного  Суда Республики  Беларусь организация   признается террористической  и  ее деятельность   на территории  Республики Беларусь запрещается,  а такая  организация, зарегистрированная на территории Республики Беларусь, ликвидируется, деятельность  представительства такой иностранной или  международной организации,  расположенного  на территории  Республики   Беларусь, прекращается.

Заявление  о признании организации террористической, запрещении ее  деятельности на территории Республики Беларусь, ликвидации такой организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, а также прекращении деятельности представительства такой  иностранной или   международной   организации, расположенного   на   территории Республики  Беларусь, подается в Верховный Суд  Республики Беларусь Генеральным прокурором Республики Беларусь.

В случае принятия Верховным Судом Республики Беларусь  решения о признании организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, террористической, запрещении ее деятельности на территории Республики  Беларусь и  ее ликвидации принадлежащее  ей  имущество, оставшееся  после удовлетворения требований кредиторов (при  условии их непричастности к террористической деятельности), конфискуется. В случае принятия Верховным Судом Республики Беларусь  решения о признании    иностранной    или  международной    организации, зарегистрированной     за     пределами     Республики     Беларусь, террористической,   запрещении  ее   деятельности   на  территории Республики Беларусь  и  прекращении деятельности  представительства такой  иностранной или международной организации, расположенного  на территории  Республики Беларусь,  принадлежащее  ему имущество   и имущество    этой  иностранной   или   международной   организации, находящееся  на территории Республики Беларусь и оставшееся  после удовлетворения  требований кредиторов (при условии их непричастности к террористической деятельности), конфискуется.

Организация,  признанная на основании решения  Верховного Суда Республики   Беларусь   террористической,  включается  в   перечень террористических организаций, подлежащий опубликованию  в  средствах массовой  информации. Ведение такого перечня  и  его опубликование осуществляются Комитетом  государственной  безопасности Республики Беларусь   в  порядке, определяемом  Советом  Министров Республики Беларусь.

Профилактика экстремизма в молодежной среде

Экстремизм (от фр. exremisme, от лат.) – «крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно создает угрозу основам конституционного строя, территориальной целостности Республики Беларусь, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, ведет к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина».

Экстремистскими являются действия, связанные со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.

Правовую основу деятельности по противодействию экстремизму составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» (далее – Закон), иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь (ч.1 ст.2 Закона).

В соответствии  с законодательством на территории Республики Беларусь запрещается изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов.

Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой административную ответственность по ст.17.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ также является правонарушением (ст.17.14 КоАП).

Законодательством предусмотрена уголовная ответственность по ст.294 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ), ст.295 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ).

Молодежь в силу остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, которая наиболее подвержена экстремистским проявлениям, оказывается наиболее доступной для пропаганды радикальных идей.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по двум направлениям – это профилактика и непосредственное выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.

Приоритет в работе по профилактике экстремизма среди молодежи отводится мерам воспитательного и пропагандистского характера.

В связи с этим привлечение молодежи к физическому развитию, формированию здорового образа жизни, к работе военно-патриотической направленности, в частности, организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы, оказание адресной помощи инвалидам войны и труда, семьям погибших воинов, проведение героико-патриотических акций, организация традиционных мероприятий к празднованию Дня Победы, их освещение в средствах массовой информации, в совокупности влияют на формирование толерантного сознания молодежи.

Только общие усилия, создание атмосферы терпимости и взаимопонимания станут мощным заслоном развития экстремизма в обществе, в том числе и среди молодежи. А помочь молодым – наша общая задача и обязанность. Ибо экстремизм – это вызов обществу, и любые акты экстремизма являются преступными, и не имеют оправдания независимо от мотивов, форм и методов.

Организуя качественную работу в данном направлении, можно исключить экстремизм у корней его развития, не доводя до насильственного подавления массовых течений.

Прокурорскими работниками  Партизанского района г.Минска при осуществлении надзора за исполнением законодательства о профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи анализируются результаты работы учреждений образования по организации досуга детей и молодежи, а также их трудовой занятости.

В ходе проведения проверок организации воспитательно-профилактической работы в учреждениях образования изучается эффективность деятельности по формированию у молодежи гражданственности и патриотизма, политической и правовой культуры.

Одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности в области противодействия экстремизму является надзор за исполнением законодательства по недопущению вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность.

 

***************************

 

свернуть