Готовимся к школе
Что должен знать ребёнок в школе
1. Времена года.
2. Зимние месяцы.
3. Весенние месяцы.
4. Летние месяцы.
5. Осенние месяцы.
6. Дни недели.
7. Части суток - утро,день, ночь, вечер.
8. Семья - дедушка, бабушка, мама, папа и т.д.
9. Игрушки.
10. Школьные принадлежности.
11. Живая природа - человек, звери, рыбы, насекомые, растения, птицы... .
12. Неживая природа - небо, солнце, воздух, ветер, вода, камни... .
13. Неодушевлённые предметы - стул, книга, карандаш, гвоздь, телевизор... .
14. Вещи, которые сделал человек - дом. дорога, стул, книга, телефон... .
15.Драгоценные металлы - золото, серебро, платина... .
16. Простые металлы - железо, сталь, медь, олово, свинец, ртуть... .
17. Драгоценные камни - алмаз (бриллиант), сапфир, рубин, изумруд...
18. Простые камни - кремень, гранит, базальт...
РАЗДЕЛ 2.
1. Насекомые - бабочка, жук, комар, паук, кузнечик, муравей, муха, оса, саранча, пчела...
2. Домашние животные.
3. Дикие животные.
4. Хищные животные - волк, лиса, тигр, лев, собака, кошка, ёж...
5. Травоядные животные - лось, корова, коза, лошадь... .
6. Грызуны - мышь, заяц, белка, бобр... .
7. Земноводные - лягушка, жаба, тритон... .
8. Птицы.
9. Хищные птицы - орёл, сокол, сова, ворона... .
10. Домашние птицы.
11. Насекомоядные птицы - дятел, синица, воробей, зяблик, трясогузка... .
12. Водоплавающие птицы - гусь, лебедь, утка, пеликан... .
13. Неводоплавающие птицы - иволга, дятел, фазан, курица... .
14. Перелётные птицы - скворец, ласточка, соловей, грач, журавль... .
15.Неперелётные птицы (осёдлые) - воробей, голубь, синица, ворона... .
16. Копытные животные - бык, зубр, коза, лось, осёл, слон, баран, жираф, зебра, кабан, козёл,
тапир, олень, лошадь, косуля, свинья, бегемот, верблюд, носорог... .
17. Морские животные - кит, морж, котик, тюлень, медуза, дельфин... .
18. Ящерицы - варан, игуана, ящерица, хамелеон, желтопузик... .
19. Змеи - уж, удав, гадюка, кобра, питон, полоз.
20. Аквариумные рыбы - неон, гуппи, сомик, барбус, телескоп, меченосец.
21. Пресноводные рыбы - пескарь, сом, судак, окунь, угорь, плотва, ёрш, лещ, карп, щука.
22. Морские рыбы - сельдь, акула, скат, ставрида, сайра, камбала, рыба - пила.
23. Породы собак - дог, гончая ,овчарка, бульдог, пудель, болонка, бультерьер, спаниель, шарпей.
РАЗДЕЛ 3.
1.Овощи - ... .
2.Фрукты - ... .
3. Ягоды - ... .
4. Один - много. (Помидор - помидоры, много помидоров и т.д.)
5. Сделано из... (Сок из сливы - сливовый и т.д.)
РАЗДЕЛ 4.
1. Лиственные деревья - .... .
2. Хвойные деревья - ель, сосна, кедр, лиственница... .
3. Части дерева - ствол, ветви, листья, корни, почки, плоды... .
4. Типы леса.
Хвойный лес - бор.
Еловый лес - ельник.
Тропический лес - джунгли.
Дубовый лес - дубрава.
Лиственный лес - роща.
6. Один - много. (Тополь - тополя, много тополей и т.д.)
7. Грибы - ... .
8. Ядовитые грибы - мухомор, бледная поганка, ложный опёнок... .
9. Хлебные растения, злаки - рожь, пшеница, ячмень... .
10. Травы - щавель, мята, клевер и т.д.
11. Кустарники - бузина, малина, орешник, барбарис, кизил, жасмин... .
12. Цветы - ... .
13. Зерновые растения - пшеница, рожь, ячмень, рис, гречиха... .
14. Бобовые растения - горох, фасоль, бобы, чечевица, арахис... .
15. Часть - целое.
Зерно - колосок.
Лепесток - цветок.
Лист - дерево, кустарник.
Дерево - лес.
РАЗДЕЛ 5.
1. Животные и их детёныши.
2. Чем защищается животное?
Корова - рогами.
Лошадь - копытами.
Кошка - когтями.
Волк - клыками.
Пчела - жалом.
Ёж - иглами.
3. Один - много.
Щенок - щенята, много щенков, щенят и т.д.
Волк - волки, много волков.
4. Птицы и их птенцы.
Ворона - воронёнок.
Снегирь - снегирёнок и т.д.
5. Один - много.
Сова - совы, много сов и т.д.
6. Кто как голос подаёт?
Курица кудахчет, квохчет.
Воробей чирикает.
Сорока стрекочет.
Лев рычит.
Кузнечик стрекочет.
Рыба молчит.
Лошадь ржёт.
Корова мычит.
Кошка мяукает, мурлычет.
Гусь гогочет.
Утка крякает.
Лягушка квакает.
Кукушка кукует.
Собака лает.
Жук жужжит.
Змея шипит.
Волк воет.
Голубь воркует.
Ёжик фырчит.
Цыплёнок пищит.
Ворона каркает.
Петух кукарекает.
РАЗДЕЛ 6.
1. Опиши животное. Чей хвост?
Корова - коровий.
Заяц - заячий.
Овца - овечий.
Лошадь - лошадиный.
Кошка - кошачий.
Коза - козий.
Поросёнок - поросячий.
Ёж - ежиный.
Белка - беличий.
Волк - волчий.
Лиса - лисий.
2. Чьё ухо?
Корова - коровье.
Заяц - заячье.
Овца - овечье.
Лошадь - лошадиное.
Кошка - кошачье.
Коза - козье.
Поросёнок - поросячье.
Ёж - ежиное.
Белка - беличье.
Волк - волчье.
Лиса - лисье.
3. Чья голова?
Корова - коровья.
Заяц - заячья.
Овца - овечья.
Лошадь - лошадиная.
Кошка - кошачья.
Коза - козья.
Поросёнок - поросячья.
Ёж - ежиная.
Белка - беличья.
Волк - волчья.
Лиса - лисья.
4. Чьи глаза?
Корова - коровьи.
Заяц - заячьи.
Овца - овечьи.
Лошадь - лошадиные.
Кошка - кошачьи.
Коза - козьи.
Поросёнок - поросячьи.
Ёж - ежиные.
Белка - беличьи.
Волк - волчьи.
Лиса - лисьи.
РАЗДЕЛ 7.
1. Кто где живёт?
Муравей в муравейнике.
Птичка в гнезде.
Медведь в берлоге.
Акула в море.
Щука в реке.
Пчёлы в улье.
Лиса в норе.
Белка в дупле.
Волк в логове.
Бобр в хатке, на плотине.
Собака в конуре.
Курица в курятнике.
Овца в овчарне.
Конь в конюшне.
2. Часть - целое.
Панцирь - черепаха.
Хобот - слон.
Вымя - корова, коза.
Клешня - рак, краб.
Крыло - птица.
Копыто - лошадь, корова и т.д.
Усы - кошка, жук и т.д.
Жало - пчела.
Зрачок - глаз.
Коготь - птица, зверь.
3. Чьё мясо?
Мясо свиньи - свинина.
Мясо барана - баранина.
Мясо коровы - говядина.
Мясо телёнка - телятина.
Мясо курицы - курятина.
Мясо индюшки - индюшатина.
4.Много - много лошадей - табун.
Много - много коров - стадо.
Много - много овец - отара.
Много - много рыб - косяк.
Много - много волков - стая.
Много - много собак - свора.
Много - много птиц - стая.
РАЗДЕЛ 8.
1. Профессии - учитель, врач, продавец, повар, шофёр, столяр, ткач, швея,маляр, токарь, шахтёр, портной, слесарь, сварщик, каменщик, машинист, электрик, строитель, художник.
2. Чей это инструмент?
Молоток - столяр).
Кисть - маляр, художник).
Шприц - врач, ветеринар).
Игла - портной, врач).
Рубанок - плотник).
Лопата строитель).
Рояль - пианист).
Скрипка - скрипач).
Гитара - гитарист).
Труба - трубач).
Метла - дворник).
Ружьё - охотник).
Мел - учитель).
Кастрюля повар).
Скальпель - хирург).
Свисток - милиционер).
Удочка - рыболов).
Напильник - слесарь).
Молот - кузнец).
Ножницы - парикмахер, портной).
Расчёска - парикмахер).
3. Кто что делает?
Кто учит детей? (Учитель).
Кто лечит больных? (Врач).
Кто делает мебель? (Столяр, плотник).
Кто красит стены? (Маляр).
Кто печёт торты? (Кондитер).
Кто делает причёски? (Парикмахер).
Кто строит дома? (Строитель).
Кто лечит зверей? (Ветеринар).
Кто добывает уголь? (Шахтёр).
Кто куёт железо? (Кузнец).
Кто работает в саду? (Садовник).
Кто пишет книги? (Писатель).
Кто пишет стихи? (Поэт).
Кто управляет оркестром? (Дирижёр).
Кто ставит пьесу? (Режиссёр).
Кто разносит письма, газеты, журналы? (Почтальон).
Кто шьёт одежду? (Портниха).
Кто рисует картины? (Художник).
Кто продаёт товар? (Продавец).
Кто подметает двор? (Дворник).
Кто делает чертежи? (Чертёжник).
Кто летает в космос? (Космонавт).
Кто чинит сапоги, туфли? (Сапожник).
Кто водит машину? (Шофёр).
Кто поёт песни? (Певец).
Кто разрабатывает планы домов? (Архитектор).
Кто управляет самолётом? (Пилот).
Кто варит сталь? (Сталевар).
Кто готовит пищу? (Повар).
Кто обслуживает пассажиров в самолёте? (Стюардесса).
РАЗДЕЛ 9.
1. Женские имена.
2. Мужские имена.
3. Геометрические фигуры - круг, овал, ромб, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник.
4. Поэты - Пушкин, Лермонтов, Бунин, Есенин, Ахматова, Маршак, Барто, Михалков, Берестов.
5. Писатели - Ушинский, А. Толстой, Л.Толстой, Чехов, Пришвин, Житков, Бианки, Паустовский, Носов, Успенский.
6. Художники - Репин, Поленов, Суриков, Васнецов, Айвазовский.
7. Сказочные герои.
РАЗДЕЛ 10.
1. Как тебя зовут? (Полное имя, отчество, фамилия).
2. Назови членов своей семьи (Полное имя, отчество, фамилия).
3. Где ты живёшь? (Полный адрес).
4. Назови свой домашний телефон.
5. Где работает твоя мама? (Полное имя, отчество, фамилия, место работы).
6. Кем она работает?
7. Где Работает твой папа? (Полное имя, отчество, фамилия, место работы).
8. Кем он работает?
9.Чем ты любишь заниматься?
10. Каких писателей и поэтов ты знаешь?
11. Назови времена суток.
12. Назови времена года.
13. Сколько месяцев в году?
14. Перечисли месяцы года.
15. С какого месяца начинается год?
16. Назови последний месяц года.
17. Назови пятый, седьмой, девятый месяцы.
18. Назови зимние месяцы.
19. Назови летние месяцы.
20. Назови весенние месяцы.
21. Назови осенние месяцы.
22. Сколько дней в неделе?
23. Перечисли дни недели.
24.Назови рабочие дни недели.
25. Какой день недели первый?
26. Какой день недели последний?
27. Назови второй, четвёртый, седьмой дни недели.
28. Сколько дней в месяце?
29. Сколько недель в месяце?
30. Какой месяц самый короткий?
РАЗДЕЛ 11.
1.Струнные музыкальные инструменты - гитара, арфа, домра... .
2. Духовые музыкальные инструменты - рог, дудка, труба, флейта, рожок, свирель, волынка...
3. Ударные музыкальные инструменты - барабан, бубен, колокольчик, фанфары, трещотка... .
4. Клавишные музыкальные инструменты - пианино, рояль, клавесин, аккордеон, орган... .
5. Планеты - Марс, Земля, Венера, Нептун, Юпитер, Меркурий... .
6. Небесные тела - звезда, комета, планета, спутник, метеорит... .
7. Знаки Зодиака - ... .
8. Инструменты - дрель, клещи, тиски, молоток, кусачки, пила, отвёртка, шило, ножницы, рубанок, лопата... .
9. Сельскохозяйственные инструменты - лопата, грабли, вилы, коса, мотыга, тяпка.
10. Электрические бытовые приборы - утюг, миксер, пылесос, проигрыватель, магнитофон, телевизор,
компьютер, вентилятор, мясорубка, жолодильник, радиоприёмник, видеомагнитофон.
11. Осветительные приборы - ночник, люстра, бра, настольная лампа, свеча, фонарь, торшер, фара.
12. Части дома - стены, крыша, труба, двери, окна, фундамент, лестница, балкон, подъезд, чердак... .
13. Части комнаты - пол, потолок, стены, окно... .
14. Части окна - рама, стекло, форточка... .
15. Магазины - "Одежда", "Обувь", "Гастроном", "Галантерея", "Детский мир", "Булочная", "Зоомагазин",
"Рыба", "Универсам", "Универмаг", "Бакалея", "Супермаркет", "Кондитерская".
16. Предприятия торговли - базар, бутик, киоск, лоток, ларёк, рынок, магазин, супермаркет, гипермаркет...
Адаптация к школе
Как родителям помочь своему малышу справиться с возможными разочарованиями и трудностями школьной жизни?
Почему зачастую ожидания ребёнка, связанные со школой, не оправдываются?
В жизни 6–7-летнего ребёнка наступает период, когда приходится менять свой статус – становиться школьником. Это весьма и весьма непросто. Всё вдруг меняется в жизни малыша: всё подчиняется учёбе, школе – новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Чтобы ребёнок успешно учился, он прежде всего должен хотеть идти в школу. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых (в первую очередь родителей) к обучению в школе.
Очень часто приходится сталкиваться с двумя крайностями:
Первая крайность: ребёнка «запугивают» школой. Говорят: «Вот пойдёшь в школу, там…». Это делать крайне не желательно, т.к. у ребёнка может возникнуть страх перед школой.
Вторая крайность: ребёнку говорят, что школа – это сплошной праздник, где будет весело и интересно.
Но школа – это не детский сад с его утренниками и развлечениями, хотя праздники, конечно, будут и в школе, а каждодневный труд, который потребует от ребёнка больших усилий.
И успешность обучения будет зависеть не только от способностей ребёнка, но и от его усидчивости, от способности к длительным волевым усилиям.
Как родители могут помочь ребёнку адаптироваться к школе? Задача родителей – создать в семье такую обстановку, которая подготовит ребёнка к успешной учёбе и позволит ему чувствовать себя в школе комфортно. Для этого мамам и папам первоклассника следует изрядно потрудиться.
- Постарайтесь не делать ребенку критических замечаний, когда он делает уроки. Не стоит выяснять отношения и комментировать его действия. Фраза типа: «Если бы ты хорошо слушал в школе, то смог бы решить эту задачу», «Если бы ты не отвлекался все время, то давно бы сделал уроки», сосредоточенности не способствуют.
- Не стоит регулярно проверять домашнее задание, если ребенок сам об этом не просит.
- Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.
- Если родители хотят воспитать преуспевающего в учебе ребенка, то они должны помнить, что только самостоятельность порождает в малыше стремление к знаниям. И основной урок, который он должен усвоить с 1-го класса, — это самостоятельность. В связи с этим вот несколько рекомендаций родителям:
- Часто заботливые родители, желая видеть в своём ребёнке успешного школьника, с 1-го класса активно помогают ему с домашними заданиями, критически относятся к его отметкам. Правильно ли это?
- Помните, что с поступлением в школу в жзни вашего ребёнка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребёнка о своём педагоге!
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.
- Нужно делиться с ребёнком добрыми воспоминаниями о школьных годах, смешными историями из школьной жизни, рассказами о друзьях детства. Это наполнит его душу радостным ожиданием.
- Приучайте ребёнка содержать в порядке свои вещи. Во многом от того, как ребёнок умеет организовывать своё рабочее место, зависят его школьные успехи. Заранее подготовьте рабочее место ребёнка дома: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Пусть он несёт ответственность за порядок здесь.
- Помогите ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Удостоверьтесь, что ваш ребёнок помнит своё полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей, это поможет ему в незнакомой ситуации.
- Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком. Проходя по улице, находясь в магазине, обращайте внимание ребёнка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
- Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Например, наблюдение за погодой, очертаниями облаков.
- Приучайте ребёнка к самостоятельности в повседневной жизни. Чем больше ребёнок может сделать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает, а это для него очень важно! Ребёнок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите его внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым, Например, пусть он попробует спросить в поликлинике, где находится туалет, или сам займёт очередь к специалисту.
- Приучайте малыша к хорошим манерам. Ещё до школы в обиход ребёнка должны войти вежливые просьбы и слова «спасибо», «извините», «можно ли мне». Не старайтесь научить этому с помощью нравоучений или приказов. Действуйте с помощью вежливых просьб. Ребёнок непременно скопирует ваш стиль!
- Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость школьной учёбы. В каждой работе обязательно найдите, за что можно похвалить малыша. Помните, что эмоциональная поддержка способна заметно повысить его интеллектуальные достижения! Дайте ребёнку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации.
- Не пропускайте трудности, которые могут возникнуть у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- Не забудьте, что поступление в школу не должно лишать жизнь ребёнка многообразия, радости. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.
- После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два – три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
- С самого начала не стоит делать уроки с ребенком или, тем более, за него.
- Постарайтесь не надоедать ребенку вопросами и упреками по поводу его отметок.
- Мамы и папы должны помнить: не надо упрекать ребенка в том, что он не справляется со школьными требованиями, что он не оправдал родительских ожиданий. Ребенок сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. Поэтому поддерживайте ребенка в его начинаниях!
- Учтите, что даже «совсем большие» дети, мы часто говорим «ты уже большой» 7-8 летнему ребёнку, очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную работу и т.п.
Завтра новый день и вы должны сделать всё, чтобы он был спокойным, добрым и радостным...
Вопросы и ответы, касающиеся поступления ребёнка в первый класс
Выбор школы - первый шаг
Самое главное в выборе школы – это правильно оценить способности и особенности ребёнка. Амбиции родителей должны быть на втором плане.
Чем же руководствоваться при выборе школы?
Если вы определились с идеальным образом школы, начинаем анализировать имеющуюся реальность, и выбираем наиболее подходящую, на ваш взгляд, школу. Сразу же надо быть готовым к тому, что школу, соответствующую вашему ребенку на все 100% вы вряд ли найдете.
На первоначальном этапе необходимо собрать всю имеющуюся информацию о выбранной школе. Расспросите знакомых, у которых есть школьники. Обязательно загляните в Интернет. Выясните: есть ли у школы собственный сайт, является ли он реально работающим инструментом или просто сделан формально. Что говорят об этой школе на форумах, на каком счету она в районе или городе.
Второй шаг – это посещение школ. Мнение других, конечно нужно учитывать, но личные наблюдения скажут вам гораздо больше, только вы сами можете заметить некоторые детали, которые могут быть совершено не важны вашим знакомым, но для вас имеют первостепенное значение.
Очень полезно будет пообщаться с бабушками или мамами четвероклассников, которые ожидают детей после уроков. Скорее всего, именно их учителя в следующем учебном году будут набирать первоклашек. Выясните, строгий учитель или мягкий, как воспринимают его дети, нравиться ли им у него учиться.
После этого необходимо встретиться с завучем по начальным классам, узнайте у него программу, по которой работает школа, особенности учебного процесса. Очень хорошо, если в школе организованы кружки или секции. Ребёнок сможет получить дополнительное развитие без затрат времени на дорогу, а школа станет для него более привлекательным местом.
Очень важный момент – отдалённость школы. Нужно учесть, сможет ли ваш ребенок добраться до нее самостоятельно. Если школа находится далеко – сможете ли вы ежедневно привозить и забирать ребенка.
Все выше перечисленные параметры безусловно важны, но самое главное для вашего ребенка – это первый учитель. К хорошему, внимательному к детям педагогу есть смысл идти при любых условиях.
Каковы же показатели внутренней готовности ребёнка стать школьником
Во - первых, появление произвольности в поведении, сокращение количества детских -непосредственных реакций. То есть, ребёнок умеет прилагать усилия к выполнению задания, даже если оно не столь интересно («надо, значит, надо!»).
В состоянии управлять своим поведением и подчиняться общепринятым правилам (не станет выкрикивать с места, пока не спросят, не станет посреди урока громко сообщать учителю о своих затруднениях, а поднимет руку и т.п.). Не станет кидаться на шею педагогу с радостной вестью, что ему купили щенка и проч. Будущий школьник чувствует грань и дистанцию между собой и обучающим взрослым и умеет с ним сотрудничать.
Во-вторых, готовый к школьному обучению ребёнок идёт в школу с желанием именно получать знания, а не избежать дневного сна или получить красивые школьные принадлежности. Им движет интерес к познанию, привлекают интеллектуальные занятия, сам процесс обучения в коллективе сверстников под руководством учителя, награда в виде оценки.
Он отдаёт себе отчёт, что обучение будет не всегда лёгким, но убеждён в его необходимости, гордится своим новым статусом и уверен в поддержке значимых взрослых.
Наконец, завтрашний школьник умеет правильно взаимодействовать со сверстниками. Он понимает, что во время обучения возникают новые отношения, отличные от дворовой дружбы или вражды: надо уметь поправить товарища, помочь ему, уметь выслушать и т.д., не взирая ни на какие личные отношения.
Как проверить, насколько ваш ребёнок готов в этом плане к поступлению в первый класс?
Достаточно побеседовать с ним и, желательно, не самому близкому человеку. Вопросы такого рода:
1.Хочешь ли ты идти в школу, почему?
2.Зачем надо учиться в школе?
3.Остался ли бы ты ещё на год в детском саду, если бы было можно?
4.Какую бы ты выбрал школу:
- где длинные уроки и короткие перемены или наоборот: уроки короткие, а перемены длинные;
- где много уроков физкультуры, музыки, рисования и совсем мало математики, чтения, письма или наоборот;
- где на уроке можно делать всё, что хочешь или где нужно всегда поднимать руку и спрашивать разрешения.
5.Что бы ты выбрал за хороший ответ в школе- пятёрку, игрушку или конфету?
- Где бы ты выбрал учиться- в школе с ребятами или дома, чтобы учительница приходила к тебе?
7.Ты хотел бы, чтобы тебя учила школьная учительница или мама?
Преобладание в ответах «дошкольного варианта» (внешний стимул к обучению, предпочтение награды- сладости или игрушки, дошкольных видов деятельности, вседозволенности на уроках, обучения на дому и мамой) свидетельствует о незрелости внутренней позиции будущего школьника и определённой тревожности в отношении школы (особенно, если предпочитает домашнее обучение).
Как формировать внутреннюю позицию школьника? В первую очередь, рассказывать в позитивном ключе о школе, своих школьных годах, подчёркивая привлекательные стороны и важность обучения и образования; свою гордость за то, что ребёнок становится школьником. Всячески поощрять занятия интеллектуальной деятельностью, самим играть с ребёнком в шахматы, ребусы, читать энциклопедии и т.д. Заблаговременно познакомить ребёнка со школой и будущим учителем, объяснить школьные правила и необходимость их выполнения. Очень полезно играть в школу с обыгрыванием различных школьных ситуаций ( что-то не понял на уроке, захотел в туалет, забыл дома ручку и проч.).Такое обыгрывание помогает снятию школьных страхов и повышает уверенность ребёнка в себе.
Памятка родителям будущих первоклассников
Несколько советов на будущее:
- Лето - время отдыха и оздоровления перед школьными нагрузками. Но это не значит, что можно далеко забросить книжки и занятия («успеет ещё в школе насидеться!») Пусть в интеллектуальных играх , беседах (на пляже, в дороге, в дождливый вечер дома) ребёнок упражняется в логике, внимании, решении задач и т.д. Наконец, элементарные знания не должны быть забыты за лето ! (домашний адрес, Ф.И.О. родителей, дни недели, месяцы и т.д.).
- Если ребёнка перед школой надо «подтянуть» из-за недостаточной подготовки, нагрузки надо обязательно дозировать: занятие может длиться не более 35 минут с перерывом (физминуткой ) посередине; если два занятия- с перерывом 10-15 минут. Особенно не переусердствуйте с «письмом»: кисть ещё не окрепла, и долго выполнять такие задания ребёнку не под силу (не более 3 минут подряд).
- Заранее вместе с ребёнком определите и организуйте его «уголок школьника»: где будет вешаться одежда для школы, лежать учебники и учебные принадлежности, где будут выполняться домашние задания.
- Если ребёнок тревожный , полезно заранее поиграть с ним в школу, инсценировать различные ситуации, которые могут возникнуть, и варианты выхода из них.
- Лето- отнюдь не время «отоспаться вволю», наоборот, это замечательный шанс приучить ребёнка заблаговременно и безболезненно к школьному режиму, в том числе, к раннему подъёму.
- Даже если ваше сердце замирает от тревоги, не «заражайте» своими страхами ребёнка, напротив, убеждайте его в том, что с поступлением в школу он не остаётся один на один с учебными трудностями. Рядом всегда есть взрослые, готовые прийти на помощь. Объясните , почему в первом классе долгое время не ставят оценок, успокойте: порицания заслуживает только лень.
- Обсудите с ребёнком его новые обязанности, как школьника (следить за чистотой одежды для школы, придя из школы сразу снимать и вешать её в шкаф; содержать в порядке школьные принадлежности, запоминать (или выяснять) и выполнять домашние задания и т.д.) Первоклассник обязательно должен «почувствовать разницу» его нынешнего и прежнего статуса, испытать гордость и ответственность.
- Не сравнивайте успехи своего ребёнка с успехами других, терпеливо помогайте ему преодолеть ступеньку за ступенькой, обязательно хвалите за малейшие достижения.
- Как бы ни сложились учебные дела у ваших детей, помните: школьная оценка- не есть оценка их личности и далеко не всегда залог успешности(неуспешности) в жизни. Главное, чтобы ребёнку было интересно в школе, хотелось учиться; чтобы нравилась учительница, нашлись друзья в классе. А уж освоить школьную науку всегда помогут педагоги при вашем активном содействии!
Рекомендации специалистов по подготовке ребенка к школе
Чтобы действительно хорошо подготовить ребенка к школе, родители могут записать его в детские центры раннего развития, на подготовительные курсы в школу, а также проводить занятия дома. Главное — подготовка не должна превратиться для ребенка в “обязаловку” и нечто неприятное. Чтобы добиться хороших результатов, родителям стоит воспользоваться советами опытных педагогов.
- Игра помогает освоить многое. Получать знания об окружающем мире, знакомиться с буквами и числами ребенку легче через детские книги, игрушки, песенки, считалки, рисунки. Можно устроить домашнее представление, проводить игру «вопрос-ответ», считать предметы в комнате или на улице, читать вывески, названия магазинов и т.д.
- Английский язык детям в 5 лет усвоить гораздо легче, чем взрослым. Поэтому можно учить по одному-двум новым словам в день, и к школе он уже будет знать достаточно много. Ребенок может придумать рассказ с новым словом или указать его местонахождение.
- Обучать порядковому счету можно также через игру: спускаясь по лестничным ступенькам или используя игрушки, карточки.
- Понятия “больше и меньше” можно закрепить, сравнивая два и более предметов. А затем, присвоив им цифру, перейти на сравнение предметов и цифр. При этом важно использовать знаки <, >, = и объяснить ребенку их значение.
- Знакомство с геометрическими фигурами можно начать с рисунков. А когда малыш запомнит названия фигур, можно закрепить усвоенный материал через игру. Ребенок должен слепить фигуры из пластилина или найти фигуры в обычной жизни, используя ассоциации: яблоко — круг, диван — прямоугольник, пуфик — квадрат, крыша дома — треугольник и т.д.
Очень важно учитывать продолжительность занятий: урок не должен длиться дольше 20-25 минут, и обязательно должны быть перерывы с разминками. Обучать дошкольника буквам и цифрам, навыкам письма и рисования нужно тогда, когда он пребывает в хорошем расположении духа и сам проявляет желание учиться. Ведь когда малыш заинтересуется, он будет лучше усваивать новую информацию.
Подготовка детей к школе должна проводиться не только воспитателями или педагогами, но и родителями. К первому классу ребенок должен уметь и знать:
- Свое полное имя, возраст, полностью называть ФИО мамы, папы, знать, где они работают, свой адрес проживания.
- Различать времена года, знать названия и последовательность месяцев и дней недели, домашних и диких животных, перелетных и зимующих птиц.
- Соотносить звук с буквой, читать хотя бы по слогам простые предложения, писать свое имя, простую фразу.
- Считать в прямом и обратном порядке от 1 до 10, складывать простые числа и вычитать.
- Обобщать предметы по признаку, находить сходства и различия, исключать из общего ряда.
- Геометрические фигуры, цвета, различать понятия “верх-низ”, “право-лево”, “вперед-назад”.