Яндекс.Метрика

Гражданственность и патриотизм

23 сентября 2024 года исполняется 80 лет освобождения Беларуси

23 сентября 1943 года. В 2024 году исполняется 80 лет со дня полного освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. 2024 год – юбилейная дата операции «Багратион», в ходе которой вся территория Беларуси была освобождена от гитлеровских захватчиков!
развернуть

Приближается юбилейная дата – 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Жители Беларуси вместе со всеми народами Советского Союза внесли весомый вклад в общее дело победы над фашизмом.

 

23 сентября 1943 года. Именно этот день навсегда вошёл в историю Беларуси как начало освобождения нашей страны от фашистской оккупации. Началось оно с районного центра Комарин. В 2024 году исполняется 80 лет со дня полного освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

 

В связи с этим 5 октября 2023 года Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко подписал Указ № 316 «О подготовке и проведении праздничных мероприятий».

 

Данный документ принят в целях координации деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений по подготовке и проведению на высоком организационном уровне празднования 80-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

свернуть

Патриотическое воспитание и современные подходы к нему

Патриотическое воспитание детей – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
развернуть

На современном этапе, когда происходят значительные изменения в жизни общества, актуализируется проблема воспитания маленького гражданина и патриота своей страны.

Патриотическое воспитание детей – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны

  • высокая восприимчивость,
  • легкая обучаемость,
  • безграничное доверие взрослым,
  • стремление подражать им,
  • эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать с младшего дошкольного возраста с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город – край знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно. Для достижения этой цели перед педагогами дошкольных учреждений ставится ряд задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;

- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;

- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Успешность развития детей при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

    С этой целью с детьми организуются:

  • занятия,
  • игры,
  • беседы,
  • разные формы познавательной практической деятельности,
  • художественная деятельность,
  • праздники и развлечения;
  • труд;
  • образовательные услуги.

Воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

    Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.

Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста отражено в учебной программе дошкольного образования и в программе для специальных дошкольных учреждений Ю. Н. Кисляковой, Л.Н. Мороз «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи». Образовательные программы акцентируют данное направление в образовательных компонентах образовательных областей «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа», «Искусство». Эффективному усвоению детьми знаний по данным областям содействует тематическое планирование, так как темы логически связаны между собой и составляют целостное представление о Родине. Культура малой Родины должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

Ещё одним немаловажным условием для формирования любви к малой Родине является создание в группах соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Необходимо организовать центр краеведения, где должен быть представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, города, экологией, его достопримечательностями, хозяйством, особенностями населения, историей и культурой. Также вносить элементы этнографии в различные игровые центры.

Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является и тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители могут стать непременными участниками не только в рамках семьи, они могут оказать действенную помощь в сборе материалов по родному краю, проведению экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры, на предприятия города, организации выставок и т.д.

Целенаправленная работа по формированию любви к родному городу, краю, их культуре и быту способствуют развитию личности в духе патриотизма. Поэтому наша задача – научить детей любить свой город, свой родной край, а, следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю.

 

свернуть

Легенда " Адкуль пайшли беларусы"

Калісь яшчэ свет толькі зачынаўся, дык нічога нідзе не было. Усюды стояла мёртвая вада, а пасярод вады тырчэў нібы камень, нібы што. Адзін раз Пярун як разыграўся і давай пыляць стрэламі ў гэты камень.
развернуть

Палітыка нашай дзяржавы накіравана на адраджэнне нацыянальных традыцый і каштоўнасцей, бо толькі такое пакаленне, якое ўсведамляе сваю нацыянальную годнасць, свае карані і культуру, будзе трывалым аплотам краіны. Выхаванне дзяцей павінна грунтаваца на роднай мове, гісторыі і традыцыях. Калі своечасова не заахвочыць дзяцей да ўласнай нацыянальнай культуры, працэс нацыянальнай ідэнтыфікацыі нівеліруецца, што можа прывесці ў далейшым да закамплексаванасці, праяўлення нацыянальнай ушчэрбнасці, нізкага ўзроўню сацыяльнай паспяховасці. Менавіта з пазнання роднай мовы, з усведамлення яе як найвялікшай каштоўнасці пачынаецца станаўленне самасвядомасці дашкольнікаў.

 

Изображение

 

   

 

 

 

 

 

А яшчэ па некаторым часе завялося і ўсякае жыццё і ў вадзе, і на зямлі. І лясы, і травы, і звяры, і рыба, а пасля і чалавек завёўся: ці ён прыйшоў адкуль, ці вырас тутака.
Па некаторым часе гэты жыхар стаў заводзіць свае чалавечыя парадкі. Ці доўга ён так жыў, ці мала, але меў ён ужо сваю сялібу, меў многа жонак, а яшчэ больш дзяцей. Было яму прозвішча Бай. А як прыйшла яго гадзіна смерці, дык ён склікаў сваіх сыноў і падзяліў усю сваю маёмасць. Толькі аднаго сына запамятаваў. Той у гэты час быў на палешні (паляванні), і з ім былі любімыя бацькавы сабакі Стаўры і Гаўры. Прозвішча гэтаму сыну было Белаполь.

Неўзабаве пасля смерці бацькі вярнуўся Белаполь з палешні. А браты яму кажуць: – Вось бацька падзяліў нам усю сваю маёмасць, а табе ён адказаў сваіх сабак, дык яшчэ наказаў, каб ты іх пусціў па волі: аднаго – у правы бок, а другога – у левы; колькі яны зямлі аббягуць у дзень, дык гэтая ўся зямля твая будзе.

Вось пайшоў Белаполь і злавіў дзвух птушак, прыляцеўшых адну з паўднёвага мора, другую з заходняга. Пусціў адну птушку на поўдзень, ды і кажыць адной сабаке: – Бяры! Пусціў другую на захад і кажа другой: – Хапай! Як паляцелі тыя птушкі: адна ў адзін бок, другая ў другі… Як пабеглі сабакі за птушкамі, дык ажно зямля закурылася… Як пайшлі тыя сабакі, дык і да гэтага часу не вярнуліся, а па іх слядах дзве рэчкі працягнуліся, у адзін бок прайшла Дзвіна, а ў другі бок – Дняпро.

Вось у гэтых абшарах Белаполь і пачаў сяліцца ды заводзіць свае лады…

У гэтага Белаполя ад розных жонак яго развяліся розныя пляменні пад прозвічам БЕЛАРУСЫ. Яны і да гэтага часу там ходзяць, зямельку скародзяць ды жыта сеяць.

свернуть

Патриотическое воспитание в семье

Консультация для родителей
развернуть

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к  родной речи, задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитывать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д. С. Лихачёв

 

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. «Всё начинается с детства» эта крылатая фраза, как нельзя больше относиться к данной теме.  Дошкольный возраст — стартовый период всех высоких человеческих начал. Старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы  связаны часто не  только с настоящим, но и с будущим. В разговорах появляются суждения о добре и зле. Всё это говорит о том, что воспитание  патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста.  Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. Основа патриотического и духовного воспитания ребёнка должно  закладывается в семье. Самое большое счастье для родителей — вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Педагог-гуманист  И. Г. Песталоцци высказал  свою точку зрения:

«…семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление».

Каждая семья — это свой замкнутый мир и своя  жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка. Многие впечатления ещё до конца  не осознаны, но пропущенные, через детское восприятие  играют огромную роль в становлении личности патриота. Пример взрослых в кругу своей семьи  имеет огромное значение в патриотическом воспитании. Огромную опасность для развития ребёнка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты.

В современной семье складываются доверительные отношения с мамой, так как большую часть времени ребёнок общается с ней. Именно с ней обсуждаются вопросы и тревоги.  Но и общение с папой не менее важно для детей. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем сильнее становится эмоциональная связь и глубже родительские чувства отца. Только постоянное общение      родителей с ребёнком рождает обоюдную радость. Дети, лишенные возможности  общаться с  родителями  или одним из них, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Взрослый  выступает посредником между ребёнком и окружающим миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей маленький жизненный опыт, но они имеют способность к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий.

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, проводить беседы на интересующие их темы.

С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывающие глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро.

Загадки, пословицы, поговорки-эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребёнком легко и естественно. Народный колорит формирует начало любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края у него появляются любимые  уголки для игр, любимое дерево, тропинка в лесу.  Так общественное и природное окружение знакомят ребёнка с Родиной.

«Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, так и взрослый должен заботиться  о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине».

 

Воспитание патриотических чувств прививается через любовь к своей стране. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании

трудиться, детей на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что-то для другого человека Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Ребёнок должен знать историю своего народа.

 

свернуть

Люблю я мову родную

В Белоруссии возникла особая ситуация: дети воспринимают два языка, русский и белорусский, как родные. И появляется смешанная белорусско-русская речь. И что делать в этом случае педагогу? 

Ученые называют ситуацию, в которой живут белорусские дети, белорусско-русским близкородственным двуязычием. Дело не только в генетическом родстве людей, но и в предельной близости систем белорусского и русского языков, которая выработалась в результате взаимных влияний и параллельного развития некоторых элементов. Нет сомнения в значительной общности звуковых и грамматических систем русского и белорусского языков. Даже в такой сфере, как лексика, где отличия проявляются с наибольшей силой, можно говорить о том, что только 10–20% слов в белорусском тексте полностью отличаются от слов русского языка.

Для большинства детей первым языком, на котором они учатся говорить и думать, общаться с окружающими, является русский язык. Белорусский, к которому дети довольно рано приобщаются, слыша его по телевизору, радио, от некоторых взрослых, в детском саду на отдельных занятиях, выступает для них как второй. Для меньшей части детей, главным образом в сельской местности, первым языком является белорусский, правда, не чистый, а смешанный с русским, засоренный ошибками. Эксперимент, проведенный в детских садах, показал, что старшие дошкольники, средством общения которых выступает смешанный язык, в ответ на белорусское слово-стимул в 50% случаев называли белорусское же слово, 22% составили общие для русского и белорусского языков слова, а 28% слов относились к русскому языку.     Последняя цифра говорит о засоренности белорусской речи и мышления детей лексическими русизмами. Если прибавить к ним грамматические ошибки, становится понятным, что даже в деревне у детей с раннего возраста укореняется смешанная белорусско-русская речь.

В Белоруссии сложилась противоречивая, в определенном смысле уникальная ситуация. Согласно определению родной язык – это язык, которым человек овладевает одновременно с овладением и развитием способности мыслить. Таким языком в большинстве случаев выступает русский. С другой стороны, национальный язык всегда связан со своей культурой, он вносит определенные коррективы в восприятие и интерпретацию окружающего мира. 

И именно белорусский язык приобщает ребенка к национальной культуре, вводит в народную поэзию, народные верования, философию. Можно утверждать, что белорусский язык, которым пользовались предки и который сохраняет национальную идентификацию для белорусских детей, также является действительно родным языком, «языком души», а не только памяти.

Большинство ученых сходятся во мнении, что у человека не может быть двух родных языков. Второй язык может в идеале быть родным, только если человеку одинаково родные две нации, их культура, быт. Но живет он только в одной из двух родных национально-культурных сред!

Вот почему главной целью речевого развития белорусских детей является воспитание у ребенка любви и уважения как к белорусскому, так и к русскому языкам, развитие чутья к обоим языкам и умения пользоваться двумя языками.  Общая стратегия развития речи на близкородственных языках и обучения этим языкам строится, во-первых, как относительно стихийное овладение детьми речевыми навыками в ежедневном общении на каждом из языков и, во-вторых, как организованное обучение. 

В повседневной жизни осуществляется так называемое погружение ребенка в соответствующую языковую среду и приспособление к ней. Речевой материал в этом случае не упорядочен, и потому его оказывается недостаточно.

Надо обеспечить так называемое скрытое усвоение языковых формул, например, в народных играх, разучивании стихов. Благодаря тому что дети в основном понимают речь на близкородственном языке, понимание всегда будет опережать говорение. Чем чаще ребенок слышит образную, выразительную речь на русском или белорусском языках, тем в большей степени он усваивает эту своеобразную лингвистическую информацию – гармонию родного языка.

Чтобы помочь детям ориентироваться в белорусском и русском языках, отработать те или иные речевые умения, организуется их учебная деятельность.  Это то же погружение в языковую среду, только строго упорядоченную.

Развитие белорусской и русской речи и обучение обоим языкам необходимо строить в соответствии с общими закономерностями овладения родным и вторым языком, в основе которого лежит неосознанное обобщение детьми языковых явлений. Постепенное развитие элементарных свойств речи на близкородственных языках, языкового чутья к ним начинается с раннего возраста, когда в основном действует механизм имитации и только начинает складываться механизм аналогии. 

Создание мотива речевой деятельности на близкородственном языке не отличается от мотива освоения языка родного. Это потребность в общении со взрослым или ровесником, говорящим на том или другом языке, желание выразить положительные эмоции для достижения результата в практической или игровой деятельности. Чем более отличаются белорусская и русская тематическая лексика, фонетика, грамматика, тем с большим основанием используется методика обучения детей второму языку.


   

Засваенне дзецьмі беларускай мовы  ажыццяўляецца ў спецыфічнай сітуацыі руска-беларускага блізкароднаснага двухмоўя. Для большасці дашкольнікаў першай мовай, на якой яны вучацца гаварыць і думаць, з'яўляецца руская. У той жа час дзеці даволі рана далучаюцца да беларускай мовы, чуючы яе па радыё, тэлебачанні, ад некаторых дарослых і ў дзіцячым садзе, на асобных занятках.  Аднак паўнавартаснае беларускамоўнае асяродзе ў дашкольнікаў адсутнічае. Больш за тое, дзеці могуць карыстацца рускай мовай нават тады, калі да іх звяртаюцца па-беларуску, ведаючы, што іх разумеюць. Такім чынам, маўленчыя сітуацыі, у якіх аказваюцца дзеці, не ствараюць у іх жыццёвай неабходнасці размаўляць па-беларуску. З іншага боку, стыхійнае авалоданне беларускай мовай прыводзіць да змешвання рускага і беларускага маўлення дзяцей. Такім чынам, гэта патрабуе спецыфічных падыходаў да навучання дзяцей беларускай мове.

 

Творы фальклору сваім зместам і формай найлепшым чынам дапамогуць ў гэтым. Паступова яны ўводзяць малога ў стыхію народнага словы, раскрываюць яго багацце і прыгажосць. З'яўляюцца ўзорам прыгажосці мовыі. Народныя казкі, спрыяюць засваенню ўсіх формаў мовы, якія даюць магчымасць выпрацоўкі ў дзяцей ўласных моўных навыкаў. Зараз дадзеная праблема становіцца яшчэ больш актуальнай.  Недахоп часу ў бацькоў, адсутнасць актывізацыі беларускай мовы з боку бацькоў - прыводзіць да праблем развіцця маўлення дзяцей. Нажаль, дзіця больш часу праводзіць за кампутарам, чым у жывым асяроддзі.  

З прычыны гэтага, творы народнай творчасці практычна не выкарыстоўваюцца нават ў малодшым узросце. Дашкольны ўзрост - гэта перыяд актыўнага засваення дзецьмі гутарковага мовы, станаўлення і развіцця ўсіх бакоў мовы: фанетычнай, лексічнай, граматычнай. Паўнавартаснае валоданне роднай мовай у дашкольным дзяцінстве з'яўляецца неабходнай умовай для разумовага, эстэтычнага, маральнага выхавання дзяцей. Чым раней дзеці чуюць беларускую мову, тым вальней яны будуць  карыстацца ей ў далейшым.  Але жыццё ў рэчышчы народнай культуры не можа быць навязана бацькам. Яно можа быць толькі вынікам натуральнага выбару кожнага чалавека, які бачыць менавіта ў гэтым карысць для дзяцей і адчувае пульс роднай культуры ў самім сабе. Дзяцінства немагчыма ўявіць без казкі, таму што слухаць казкі, якія табе расказваюць тата і мама, бабуля ці дзядуля, ці добрая выхавацелька, калі бацькоў няма побач   гэта адно з правоў дзіцяці, запісаных у Канвенцыі аб правах дзіцяці. У ёй сказана, што дзіця мае права на зносіны і на ўвагу, на паўнавартаснае развіццё, на выражэнне сябе, на адпаведную свайму ўзросту і зразумелую ў гэтым узросце інфармацыю, а таксама на вывучэнне культуры свайго народу. Усё гэта ёсць у казках.

Казкі вучаць і перасцерагаюць, казкі звязваюць нашых пра-прадзедаў ды пра-прабабуляў з намі. Казкі -  гэта ўтульны сямейны вечар, калі клопаты вялікага свету засталіся за сценамі Вашага дому, а Вы і Ваш час належаць толькі Вашым дзецям Калі мы гаворым пра Канвенцыю аб правах дзіцяці, у першую чаргу мы думаем пра глабальныя рэчы: пра мір, пра вайну, пра адукацыю, пра ежу, пра жытло і здароўе. Бясспрэчна, гэта вельмі важна. Але Вашая ўвага, Вашыя абдымкі, Вашая сіла і абарона, Вашая пяшчота і клопат вельмі патрэбныя Вашым дзецям. Казкі  -  гэта цэлы чароўны свет, у якім Вы падарожнічаеце разам, трымаючыся за рукі. Свет, у якім Вашае дзіця можа стаць веліканам і навучыць Вас, дарослага чалавека, чаму-небудзь новаму.

      

Размаўляйце, чытайце казкі сваім дзецям на беларускай мове.

А мы вам у гэтым дапапожам.

свернуть

21 лютага - Дзень Роднай мовы

21 лютага ў свеце адзначаецца Міжнародны дзень роднай мовы. Ён быў абвешчаны ЮНЕСКА. З прапановай увесці такі дзень выступіў Бангладэш, дзе 21 лютага 1957 года, адстойваючы права вучыцца на роднай мове, загінулі пяць студэнтаў. Трэба адзначыць, што сярод 25 суаўтараў рэзалюцыі ЮНЕСКА аб гэтым свяце была і Беларусь.

Сёння у нашым рознакаляровым і рознагалосым свеце налічваецца больш за шэсць тысяч моў. Палова з іх знаходзіцца пад пагрозай знікнення. Менавіта дзеля іх захавання і быў абвешчаны Дзень роднай мовы.

Гэта свята – нагода для носьбітаў любой мовы яшчэ раз задумацца аб лёсе той, адзінай, якую мы завём матчынай, на якой думаем, на якой вымавілі першае слова і на якой размаўлялі нашы продкі.

Няхай сёння родная мова моцная, распаўсюджаная, абароненая заканадаўствам, але няма гарантыі, што ўжо заўтра яна не трапіць у спіс тых трох тысяч, гатовых знікнуць. Сярод якіх, на жаль, знаходзіцца і наша мова.

Беларуская мова прайшла доўгі гістарычны шлях, на якім былі як часы росквіту, так і часы заняпаду. Былі нават такія перыяды, калі яна ледзь не знікла. Нашы бацькі, дзяды і прадзеды нямала зрабілі, каб беларуская мова была прызнаная як роўная сярод іншых моў свету.

Будзь жа разам з тымі, хто думае пра яе будучыню. Размаўляй па-беларуску, бо заўтра наша мова табе, тваім дзецям і ўнукам стане неабходнай. І не саромейся недасканалай гаворкі. Мова – жывая існасць, якая жыве там, дзе ёсць людское жаданне. Ведай: учора ты яшчэ не гаварыў па-беларуску, сёння размаўляеш на «трасянцы», а заўтра будзеш гаварыць на чыстай літаратурнай мове. А дзеля пачатку дастаткова зусім мала – проста паспрабаваць адзіны дзень у год, напрыклад, 21 лютага, з калегамі, сябрамі, роднымі, размаўляць па-беларуску.

“Не саромся, беларус, гаманіць па-свойму — на роднай мове бацькоў і дзядоў сваіх. Шануй сваю мову, шануй свае песні, свае казкі, звычаі і ўсё роднае — гэта спадчына дзядоў і вялікі нацыянальны скарб. Толькі тады цябе ўсе будуць шанаваць як чалавека, калі сам сябе будзеш шанаваць — калі не адкінеш свайго нацыянальнага ўласнага багацця. А першы скарб нацыянальны — гэта родная мова” (Змітрок Бядуля).

свернуть

2022 год Исторической памяти

Главой государства подписан Указ № 1, согласно которому в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа 2022 год в Беларуси объявлен Годом исторической памяти.
развернуть


 

Главой государства подписан Указ Президента Республики Беларусь от 01.01.2022 № 1 «Об объявлении 2022 года Годом исторической памяти», согласно которому в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа 2022 год в Беларуси объявлен Годом исторической памяти.

Он объявляется в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа.

Год исторической памяти пройдет под знаком сохранения героического наследия и правды обо всех периодах жизни белорусского народа.

 

 
 
свернуть

Аб пашырэнні магчымасцяў атрымання адукацыі на беларускай мове ва ўстановах дашкольнай адукацыі

У адпаведнасці з пісьмом Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 23.02.2018 №02-02-18/1672/дс «Абпашырэнні магчымасцяў атрымання адукацыі на беларускай мове ва ўстановах дашкольнай адукацыі», у Вас ёсць магчымасць пры камплектаванні груп на 2018/2019 навучальны год выбраць мову навучання (рускую, беларускую) для сваіх дзяцей. 

Вашы пажаданні будуць максімальна ўлічвацца пры камплектаванні груп.

У адпаведнасці з артыкулам 90 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб адукацыі мову навучання і выхавання ва ўстанове адукацыі вызначае яго заснавальнік, а права грамадзян на выбар мовы навучання і выхавання на адной з дзяржаўных моў Рэспублікі Беларусь забяспечваецца развіццём сеткі ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання і выхавання, што дазваляе забяспечваць станаўленне цэласнай асобы выхаванца, яго развіццё шляхам інтэграцыі ў дзве роднасныя культуры сродкамі беларускай і рускай моў.

З улікам пажаданняў бацькоў (законных прадстаўнікоў) непаўналетніх установы дашкольнай адукацыі фарміруюць групы, якія арганізуюць адукацыйны працэс як на рускай, так і на беларускай мове. Пры адсутнасці дастатковай колькасці дзяцей для фарміравання асобнай групы ў дашкольнай установе адукацыі ствараюцца неабходныя ўмовы для атрымання адукацыі на беларускай мове.

свернуть

Нормативно-правовое обеспечение идеологической работы

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ДЕКРЕТЫ, ДИРЕКТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА

Директива № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»

Директива № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения»

Директива № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства»

Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»

Информационно-разъяснительная работа

Указ Президента Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. № 254 «О деятельности информационно-пропагандистских групп и об участии руководителей республиканских и местных государственных органов и иных государственных организаций в идеологической работе»

Указ Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2004 г. № 111 «О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь»

Решение Мингорисполкома от 06 ноября 2013 г. № 2816 «Об утверждении «Положения об информационно-пропагандистских группах Мингорисполкома»

Массовые мероприятия на территории г.Минска

Закон Республики Беларусь 30 декабря 1997 г. N 114-З "О массовых мероприятиях в Республике Беларусь"

Решение Минского горисполкома от 02.06.2011 № 1554 «Об определении в городе Минске мест для проведения массовых мероприятий»

Дополнения в решение от 28 декабря 2018 г. № 5306

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.03.2012 № 207 «Об утверждении Положения о порядке организации взаимодействия правоохранительных органов, организаторов массовых мероприятий и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка, по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий»

Изменения и дополнения от 8 января 2019 г. N 2

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.04.2011 № 440 «Об утверждении перечня транспортных средств (за исключением транспортных средств, в которых следуют охраняемые лица), самоходных машин, подлежащих сопровождению, и инструкции о порядке организации сопровождения транспортных средств (за исключением транспортных средств, в которых следуют охраняемые лица), самоходных машин и участников проводимых на дороге массовых мероприятий»

Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 04.10.2004 № 32 «Об утверждении правил безопасности при изготовлении и использовании пиротехнических изделий»: Приложение 3 к Правилам «Порядок организации и проведения фейерверков»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2019 г. № 49 «Об утверждении Положения о порядке оплаты услуг по охране общественного порядка, оказываемых органами внутренних дел, расходов, связанных с медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.04.2020 № 196 "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2019 г. № 49"

Контактная информация по вопросам заключения договоров при организации и проведении массовых мероприятий в г.Минске

Общественные объединения и политические партии в г.Минске

Положение о Минском городском координационном совете общественных объединений и политических партий

Состав, контактная информация членов Минского городского координационного совета общественных объединений и политических партий

Обращение Минского городского координационного совета общественных объединений и политических партий

Городские СМИ

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 427-З "О средствах массовой информации"скачать документ

Основные изменения и дополнения в закон о СМИ вступили в силу с 1 декабря 2018 года

Профессиональные союзы

О профессиональных союзах. Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. № 1605-XII

Религиозные организации

О свободе совести и религиозных организациях. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2054-XII

Глобальная компьютерная сеть Интернет

О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет. Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. №60

свернуть

Единый день информирования

Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь 16 июня 2003 г. № 254 "О деятельности информационно-пропагандистских групп и об участии руководителей республиканских и местных государственных органов и иных государственных организаций в идеологической работе" в целях реализации конституционного права граждан на получение полной и достоверной информации о деятельности государственных органов, иных организаций, о политической, экономической, культурной и международной жизни, а также для компетентного разъяснения населению Республики Беларусь государственной политики и обеспечения активного участия граждан в ее реализации, изучения общественного мнения и оказания практической помощи местным исполнительным и распорядительным органам в решении общественно значимых проблем третий четверг каждого месяца в учреждении дошкольного образования проводится единый день информирования по тематике, определяемой Администрацией Президента Республики Беларусь. 

 

ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНЫХ ДНЕЙ ИНФОРМИРОВАНИЯ

Одной из наиболее активных форм идеологической работы являются встречи информационно-пропагандистских групп и докладчиков с трудовыми коллективами в рамках единого дня информирования.

Единый день информирования – это комплекс мероприятий, проводимых ежемесячно (каждый третий четверг месяца), которые проводят члены информационно-пропагандистских групп и приглашённые докладчики.

Роль единых дней информирования, на которых выступают члены информационно-пропагандистских групп, очень велика. Они являются эффективным звеном «обратной связи» с людьми, разъясняют их права и обязанности, политику государства и решения местных властей; в ходе проведения единых дней информирования происходит обмен мнениями по наиболее актуальным общественным вопросам, не остаются без внимания проблемы города, республики, трудового коллектива. Поступившие предложения, замечания и просьбы обобщаются, по ним принимаются меры, контролируется их исполнение.

Единые дни информирования, как никакая другая форма работы позволяют развивать плодотворное взаимодействие власти и граждан страны. В каждом конкретном случае достигается еще один эффект: упреждается недовольство жителей. Многие вопросы, озвученные на едином дне информирования, решаются более оперативно, а люди убеждаются во внимательном отношении руководителей к их проблемам. Очень важно, когда каждый член трудового коллектива реально видит, что местная власть готова решать его проблемы. Практика при этом показывает, что любой вопрос всегда проще решить на месте, в рабочем порядке, чем бюрократическими методами.

Основными задачами информационно-пропагандистских групп являются:

  • Разъяснение идеологии белорусского государства и основных направлений проводимой государственной политики.
  • Широкое информирование граждан страны о деятельности Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов.
  • Изучение общественного мнения и анализ общественно-политической ситуации в стране.
  • Определение приоритетных направлений в информационно-пропагандистской работе среди трудовых коллективов и учащихся.
  • Оказание методической и организационной помощи членам групп, обеспечение контроля за их деятельностью.
  • Изучение и обобщение опыта идеологической и информационной работы информационно-пропагандистских групп, подготовка рекомендаций по совершенствованию их деятельности.
  • Рассмотрение поступивших в ходе единых дней информирования обращений граждан; реагирование на анализ заявлений, жалоб во время выступлений членов информационно-пропагандистских групп.
свернуть

Материалы Единых дней информирования - 2021

2021 год Народного единства

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ №1 «Об объявлении 2021 года Годом народного единства».
развернуть

Решение принято для консолидации общества, сплочения белорусского народа на основе идей суверенитета и независимости страны, сообщает БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу главы государства.

Согласно указу Совет Министров совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом должен разработать и утвердить республиканский план мероприятий по проведению Года народного единства, а также обеспечить координацию деятельности государственных органов, других организаций по выполнению этого плана.
Как сообщалось, предложение сделать 2021-й Годом народного единства Президент высказал во время новогоднего обращения к белорусскому народу. Александр Лукашенко отметил, что некоторые, столкнувшись с вызовами 2020 года, стали говорить о желании вернуться в Беларусь, какой она была годом раньше.

- Я, конечно, рад, что вы оценили достигнутое, но возвращаться в прошлое мы не будем. У нас нет времени идти назад и проходить пройденное. Мы обязательно создадим Беларусь будущего, и она будет лучше нынешней. Для этого надо просто отправить 2020-й в историю. Но не забыть его уроки, - убежден белорусский лидер. - Нам всем, кто видит мир по-разному, следует осознать, что у нас единая ценность - клочок земли в центре Европы. Другого не дано. И во имя сохранения его для детей давайте перевернем страницу пройденного и будем вместе писать новую главу независимой Беларуси. Давайте будущий год сделаем годом народного единства. Будем жить своим умом, создавать ценности своими руками. Беречь, дорожить и любить так, как могут только белорусы - умная, толерантная, устремленная в будущее нация! И если мы хотим "людзьмі звацца" мы это сделаем!

Птицей 2021 года в Беларуси назван козодой

Кроме козодоя претендентами на это звание были еще три кандидата - длиннохвостая синица, тростниковая овсянка и обыкновенная горлица.

Обыкновенный козодой (бел. Ляляк звычайны) - единственный представитель отряда козодоеобразных в Беларуси. Всего в мире насчитывается около 120 видов из этого отряда. Русское название, как и во многих других европейских языках, является калькой с латинского. Оно отражает связь этого вида с пастбищами и домашними животными, вокруг которых птицы ловили насекомых.

Как подчеркнул специалист АПБ по природоохранным вопросам Семен Левый, пока козодою не грозит исчезновение. "Но у нас есть только оценка численности в Беларуси 1997 года: 35-50 тыс. гнездящихся пар. Нередки случаи гибели от автомобилей, так как козодои любят отдыхать на лесных дорогах. Этой проблемой мы хотели бы заняться в следующем году в первую очередь. Кроме того, как и все птицы, гнездящиеся на земле, они страдают от разорения гнезд наземными хищниками", - рассказал он.

Козодой размером с голубя, но с более длинными крыльями и хвостом. Длина тела до 29 см, размах крыльев - до 64 см. Вес не превышает 100 г. "Увидеть козодоя в дикой природе - большая удача. И не только потому, что он активен только в сумерках и ночью. Эта птица - мастер маскировки, его оперение практически сливается с цветом лесной подстилки и коры деревьев. Короткие пальцы не приспособлены для обхватывания ветвей. Козодой, наверное, единственный вид у нас, который садится вдоль ветки", - отметили в АПБ.

По словам специалистов, кладку из двух яиц самка откладывает прямо на лесную подстилку, чаще всего в сосновом лесу. О присутствии козодоя можно узнать по его продолжительной трели, напоминающей тарахтение мотоцикла. На зимовку в сентябре козодои из Беларуси улетают в Южную Африку, возвращаясь обратно в конце апреля.
Национальную кампанию "Птица года" АПБ проводит с 2000 года, чтобы привлечь внимание людей к диким птицам Беларуси, их проблемам и необходимости сохранения мест их обитания. Весь 2021 год будут проходить мероприятия, посвященные козодою, к которым смогут присоединиться взрослые и дети, подробности будут опубликованы на сайте АПБ.

В прежние годы символами Беларуси были белый аист, белая трясогузка, иволга, домовый воробей, городская ласточка, бородатая неясыть, чибис, соловей, большая белая цапля, серый гусь, пустельга, большой кроншнеп, черный стриж, удод, кукушка, ушастая сова, хохлатый жаворонок, щегол, большой подорлик и глухарь.

свернуть
поделиться в: