Играем в театр
Пальчиковый театр как средство развития речи детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Пальчиковый театр позволяет тренировать движения пальцев и всей кисти руки, стимулируя развитие ребёнка. Игры с пальчиковыми кукольными персонажами развивают любознательность, воображение, коммуникабельность, способствуют усидчивости и координации движений, формируют пространственную ориентировку, обогащают словарный запас.
В дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мелкой моторики. Учёными доказано, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений руки и развитием речи. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой цент также активизируется.
Одним из средств активизации речи можно назвать пальчиковый театр. Пальчиковый театр представляет собой фигурки-герои, которые надеваются на отдельный пальчик. Фигурками могут быть животные, неодушевлённые предметы, куклы, игрушки из сказок и детских стихов. Дети, одев такого персонажа на пальчик, могут поиграть. Пальчиковые герои помогают развивать монологическую и диалогическую речь у ребёнка, помогают обогащать словарный запас, дают возможность раскрыть актерские способности. Пальчиковый театр способствует: развитию речи, внимания, памяти. Формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл пальчикового театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
В нашей группе мы проводим театрализовано-игровую деятельность два раза в неделю. Для этого отбираем доступные по содержанию, но не большие по объёму тексты. Основу составляют любимые русские народные сказки, потешки, стишки.
В процессе игры дети могут свободно надевать куклы на палец, поворачивать их вправо и влево, покачивать куклами из стороны в сторону. При этом игра невозможна без озвучивания сказочной истории.
В качестве материала для пальчиковых игрушек можно использовать нитки, бумагу, ткани и многое другое.
Подготовка к проведению занятия с использованием пальчикового театра заключается в предварительной работе, в которой участвуют воспитатели и родители: знакомство с художественным произведением в книге, прослушивание, анализ сюжета, разбор действий и поступков персонажей, их характеристика. Затем детям показывается образец инсценировки, подробно обыгрывается каждая сценка, проговаривается реплика. А потом уже сами дети участвуют в разыгрывании сказок и диалогов.
Таким образом, пальчиковый театр – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи дошкольников.
Развитие социально-нравственных и личностных качеств посредством театрально-игровой деятельности в домашних условиях
Все дети любят спектакли. им нраввится не только смотреть представление, а самим быть артистами. с каким удовольствием малыш не только слушал но и изображал Красную шапочку и Кота в сапогах, милую Золушку и Лису Патрикеевну.
Домашний театр имеет даже некоторые преимущества перед настоящим театром. Большая сцена, на котрой выступают актёры, труднее воспринимается маленькими зрителями.
Родители могут помочь ребёнку изготовить маски, кукол - актёров и разыграть сказку по ролям. Для этой цели можно использовать игрушки самоделки, изготовленные из самого доступного материала - бумаги, вместе с ребёнком вырезать выкройки, склеивать их и затем поиграть.
Взрослые во время показа могут выделить отдельные фразы, замедлить или ускорить подачу текста. Руки взрослого при таком показе не маскируются, но, как привило,внимание ребёнка сосредоточено на том, чтопроисходит на сцене (столе).
Надо стараться, чтобы движение кукол - актёров были выразительны, совпадали с текстом и были понятны ребёнку. Лица кукол, когда они разговаривают, нужно повернуть друг к другу. Если актёр - игрушка двигается, её слегка покачивают или наклоняют. Начинать лучше с маленьких сценок или маленькой сказки, постепенно усложняя репертуар.
Когда сказка пошла в дом, ей нужно место, где она будет происходить, - сцена. Сказку можно рассказать за столом. На столе желательно расставить необходимые для представления предметы - деревья, цветы, домик. В домашних условиях вместо ширмы подойдёт проём двери, который на половину завешивают шторкой. На шторку можно прикрепить цветы, если действие происходит весной или летом, жёлтые листья, если осенью и т.д...
Летом на даче ширмой могут послужить два дерева. Между деревьями натяните верёвку, на которую прикрепите шторку. в комнате ширму можно сделать при помощи двух стульев, к которым нужно прикрепить рейки, между рейками натягивается верёвка. Такую ширму можно поставить у окна, где весять шторы, тогда шторы станут задником ширмы. на них при помощи булавки можно прикрепить элементы дикорации.
Расскажите ребёнку маленькие секреты работы с куклой за ширмой:
- Когда кукла выходит, то она выходит не сразу, не из-под земли, а постепенно. Сначала издали появляется её голова, затем тело.
- Если кукла идёт, то её нужно ритмично продвигать вперёд с незначительными подскоками или покачиванием из стороны в сторону.
- Поскоки или покачивания делаются резче и чаще, если кукла бежит.
- Если кукла спит, то её лучше положить спиной к жрителям, что бы не было видно её открытых глаз.
Та кукла, которая говорит, - слегка двигается. Кукла, которая её слушает, - стоит неподвижно, смотрит на говорящую.
Если у вас дома готовится праздник, если скоро день рождения, новый год, мамин праздник, подберите подходящий к случаю сценарий, распределите роли между домашними или гостями. Ваш праздник станет интереснее и веселее.
Папка-передвижка "Театр и дети"
Настольный театр дома "Муха-Цокотуха"
Сказка для малышей "Петушок"
ПЕТУШОК
ВЕДУЩИЙ: Жила-была в одной деревне Бабушка.
У неё были цыплятки, утятки, козлятки, телятки и поросятки.
Бабушка их любила, кормила и поила, на лужок гулять водила.
Но больше всех Бабушка любила своего Петушка. Петушок просыпался вместе с солнышком, кричал кукареку и всех будил.
Но однажды Петушок проспал. И пчёлки проснулись, и бабочки проснулись, и пастушок вышел на лужок, а Петушок всё спит.
№ 1 ВСТУПЛЕНИЕ И ПЕСЕНКА
Пастушок играет, нас зовёт гулять.
Утро наступает, нам пора вставать.
Птички начинают звонко щебетать.
Утро наступает, нам пора вставать.
Пора вставать!
Пора! Пора! Пора вставать!
Проснулись цыплятки, проснулись утятки, козлятки, телятки и поросятки. Стали они кричать, Бабушку звать.
№ 2 ЧТО НЕ СПИТЕ
Бабушка
Что вы не спите? Что вы всё кричите?
День ещё не настал, Петушок не прокричал!
Хор
Солнце светит в щёлки, не даёт нам спать.
Загудели пчёлки, нам пора вставать!
Пора вставать!
Пора! Пора! Пора вставать!
Солнышко –то уже высоко. Почему же Петушок не пел?
Ох, проспала я
(звери кричат). Вы не кричите, лучше петушка поищите!
ВЕДУЩИЙ:
И все стали петушка искать.
№3 ПОИСКИ
Искали. Искали, искали, искали, наконец нашли и стали будить!
№ 4 ПОРА ВСТАВАТЬ
Га – га, га – га – га, Петушок, вставай!
Ко- ко - ко, Ко - ко – ко! Петушок, вставай!
Му - у, му – у, Петушок, вставай!
Ме-е, ме-е, Петушок, вставай!
ВЕДУЩИЙ: Все так кричали, что Петушка разбудили
ПЕТУШОК: Кукареку!
БАБУШКА: Что ж ты вовремя не встал!
№ 5 ОХ
Ох, я и печку не топила
Ох, и воды не наносила,
Ох, и зверей не покормила
Ох!
Почему ты всё проспал!
ПЕТУШОК: Кукареку!
БАБУШКА: Что ж ты вовремя не пел?
№ 6 КУКАРЕКУ
Кукареку! Кукареку!
Я вчера поздно лёг, рано встать я не смог.
В эту ночь мне было не до сна:
Караулил петуха я драчуна.
Я с ним дрался всю ночь, я прогнал его прочь.
После драки я всё утро крепко спал,
И как солнышко всходило не видал!
Кукареку! Кукареку!
№ 7 ЭХ, ЗАБИЯКА
(Бабушка) Эх. забияка, всё то лезет в драку!
По ночам надо спать, утром солнышко встречать!
(хор) По ночам надо спать, утром солнышко встречать!
Встречать!
БАБУШКА: Ну, я пойду, Вам еды найду. А вы гуляйте,
на петушка не серчайте. Он не будет больше драться, будет рано просыпаться.
ВЕДУЩИЙ: Бабушка ещё уйти не успела, а звери уже начали водить хоровод.
№ 8 ХОРОВОД
Петушок, Петушок, золотой гребешок!
Ты иди впереди, хоровод заводи!
Петушок, Петушок, золотой гребешок!
Выйдем к речке гулять, сладкий клевер щипать.
Петушок, Петушок, золотой гребешок!
Там в траве червяки и большие жуки.
Петушок, Петушок, золотой гребешок!
На зелёном лугу спой нам кукареку!
Кукареку! Кукареку!
А потом Петушок стал плясать, а за ним и все звери
№ 9 ПЛЯСКА