Проектная деятельность по музыке

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Масленица".

12.02.2024
Познавательно - творческий краткосрочный проект для детей старших групп (из опыта работы музыкального рукоаодителя Грищенко С. А.).
развернуть

Главной целью моего проекта является духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности. Пригласить родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведении совместного праздника Масленицы. Воспитывать семью в едином образовательно-воспитательном пространстве детского сада.

 

Тип: познавательно-творческий.

 

Вид: краткосрочный

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания. 

 

Проблема, на решение которой направлен проект - это отсутствия у старших дошкольников к изучению культурных традиций белорусского народа, недостаточное стимулирование языковыми и образными средствами фольклора.

В настоящее время происходит множество нравственных ценностей, в том числе определяющих и этнических особенностей своеобразного народа. Это связано с тем, что молодое поколение выросло в отрыве от этнокультурной среды, единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В результате некоторых отклонений были нарушены традиции многих звеньев непрерывной цепи передачи из поколения в поколение.

Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, суметь воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью, утверждение традиционных культурных эталонов не только детей, но и их родителей, повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица). Каждый народ, как могущее дерево, силён своими приходами. Чем глубже его корни, тем больше народ знает свою историю и учитывает его уроки, тем устойчивее он думает о себе в современном мире и тем лучше ему удается сохранить свою своеобразие. Чем тоньше нити связывают народ с его историческим прошлым, тем легче его влияние на его лицо… Старые люди кажутся: «Человек, незнающий и непонимающий свой язык, как бы одинокая птица, собравшаяся в дальний путь» К сожалению, исторические особенности формирования нашего государства, ведущее развитие

Взаимоотношения касаются утраты жизненных установок правительства, стремления к «западной культуре», что приводит к отрыву от национальной принадлежности. Старые люди сказывали: «Человек, незнающий и непонимающий своего языка, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь».

К сожалению, исторические особенности формирования нашего государства, современное развитие общественных отношений способствуют утрате жизненных установок молодежи, стремлению к «западной культуре», что приводит к отрыву от национальных корней, искажению нравственных ценностей.

 

Актуальность:

В нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг – успеть сохранить всё ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия. До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя.

Данная тема поможет детям глубже познакомиться с народными и белорусскими обычаями, традициями и обрядами. В результате этого проекта ребята также знакомятся с народной музыкой в исполнении белорусских творческих коллективов, русскими и белорусскими песнями, сказками, играми, костюмами, плясками своей республики.

Это всё воспитывает у детей эмоционально положительное отношение к своей Родине, народным традициям и обычаям.

Главной целью нашего проекта является духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности. Привлечь родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведение совместного праздника Масленицы. Вовлечь семью в единое образовательно-воспитательное пространство детского сада.

 

Задачи:

1. Знакомить детей с традицией народных обрядовых праздников - Масленицей, с малыми жанрами русского и белорусского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.).

2. Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры; формировать любовь к Родине, ее традициям

3. Воспитывать чувства патриотизма, основанные на народных традициях, духовно нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение;

4. Создать благоприятные условия для взаимодействия родителей, детей и воспитателей детского сада в изучение белорусской и  русской  культуры, и народного праздника «Масленица».

Способствовать приобщению воспитанников, их родителей к традициям русского народа (праздник Масленица), обогащение духовного мира; возрождать интерес к обрядовым народным праздникам - формирование у детей начал национального самосознания.

 

Интеграция видов деятелтности:

1. Социально-коммуникативное

2. Познавательное развитие

3. Речевое развитие

4. Музыкально-эстетическое развитие

5. Физическое развитие

6. Развитие игровой деятельности

Реализация проекта : разучивание игр, песен, беседы, обыгрывание потешек с малыми жанрами русского народного фольклора, консультации для родителей по созданию ритуальной куклы – Масленицы, проведение мастер-класса родителей по изготовлению Масленичной куклы.

 

Возможные результаты:

Создание атмосферы внезапности, новизны, для развития эмоционального подъема детей, в котором необходимы дети. В результате реализации этого проекта дети приобретают новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи, традиции и культуру народного (праздника Масленица). Развитие детско-родительских отношений

 

Первый этап:

1. Изучение методической литературы.

2. Определение целей и задач.

3. Составление плана реализации проекта и т.д. д. Дидактическое обеспечение проекта (наглядность, раздаточный материал) ноутбук, съёмная презентация, подбор наглядно-дидактического материала, фольклорный материал, художественная литература по теме проекта, т. е. д;

4. Установить связь с родителями воспитанников детского сада для проведения совместного праздника «Масленицы». 

 

Второй этап основной:

1. Создание условий , обеспечивающих детей к познавательной и творческой деятельности.

2. Беседы о праздниках, традициях и обрядах русского народа; о правилах поведения во время праздника «Огонь – не забава!»; о сезонных изменениях в природе;

3. Просмотр электронной презентации по ознакомлению с предметами декоративно-прикладного искусства русской и белорусской культуры, видеофильма «Смешарики – Масленица».

4. Разучивание стихотворений, чтение народного фольклора (потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице, частушек, народных  наигрышей); народные песни от гадания загадок по данной теме;

5. Народные подвижные игры на прогулке «Ручеек», «Плетень», «Горелки», Игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Снежный тир», катание с горки на санках.

 

Третий этап заключительный: 

1. Украсить музыкальный зал к празднику;

2. Электронная презентация «Здравствуй, Масленица!»;

3. Выставка кукол-маслениц, изготовленных родителями и детьми;          

4. Проведение народно-обрядового праздника «Здравствуй, Масленица!»

 

 

 

свернуть