Работаем по Учебной программе
ПАТРЫЯТЫЧНАЕ ВЫХАВАННЕ ДЗЯЦЕЙ ДАШКОЛЬНАГА ЎЗРОСТА
У нашым дзіцячым садзе выхаванне нацыянальнай самасвядомасці дзяцей ажыццяўляецца кожную хвіліну: у гульнях, на занятках, у розных відах дзіцячай дзейнасці, формах актыўнага адпачынку. Тэматычнае планаванне спрыяе эфектыўнаму засваенню дзецьмі ведаў аб сваёй сям’і, родным краі, сваёй краіне, аб працы людзей. Усе прапанованыя тэмы лагічна звязаны паміж сабой i разам складаюць цэласны аповед аб краіне. Работа грунтуецца на цесным супрацоўніцтве ўсяго педагагічнага калектыва з актыўным уключэннем бацькоў.
Педагагiчны калектыȳ установы дашкольнай адукацыi, выконвае паступовую i сiстыматычную адукацыйную працу па азнакамленню з культурнымii гiстарычнай спадчынай Беларусi, па фармiраваннi ўяуленняў аб гiсторыii культуры роднага краю, выхаваннi пачуцця любвi да сваёй малай радзiмы, гонару за яе.
Ва ȳстанове дашкольнай адукацыi створаны наступныя ȳмовы:
- У метадычным кабiнеце размещаны матэрыял пра народныя традыцыi, абрады, святы Беларусi. Ёсць метадычная лiтаратура па вывучэнню дзецьмi роднай мовы, знаёмства з народным дэкаратыȳным – прыкладным мастацтвам. Аформлены матэрыал па тэмам: «Беларускi арнамент», «Знакамiтыя людзi Беларусi», «Дзяржаўныя сiмвалы Беларусi», «Беларускiя гульнi» i iнш.; Ёсць шмат беларускiх кнiг, казак, вершаȳ, пацешак для дзяцей.
- Кожны чацверг ȳ дзiцячым садзе праходзiць беларускамоȳны дзень. З раніцы і да вечара дзеці чуюць беларускую мову ў садку і самi размаўляюць на ёй.
- Праводзяцца фальклорныя святы, напрыклад “Восеньскі кірмаш”, “Калядкі”, "Шчодры вечар", “Гуканне вясны” і іншыя, на якіх выхаванцы знаёмяццца з культурай беларускага народу, яго мовай, традыцыямі, абрадамі, рамёсламі. На гэтыя святы заўсёды запрашаюцца бацькі.
- У кожнай группе створаны куткі кнігі, дзе знаходзяцца кнігі розных жанраў на беларускай мове, партрэты беларускіх пісьменнікаў і мастакоў.
- У лютым 2020 г. запланаваны конкурс чытачоў “Люблю мой край, старонку гэту…”
- Згодна гадавому планаванню на 2019/2020 вучэбны год, выхавацелі і педработнікі плануюць працу над праектная дзейнасцю па выхаванню патрыятычных пачуццяȳ у выхаванцаȳ.
- Запланаваны ȳ лютым 2020 г. ва ўстанове дашкольнай адукацыі тыдзень беларускай мовы, прысвечаны экалагічныму выхаванню дзяцей.
- Акрамя таго запланавана экскурсiя ȳ музей «Беларуская хатка», якi знаходзiцца ȳ сярэдняй школе №26, з мэтай знаёмства выхаванцаȳ з рэчамi беларускага побыту, вырабамі майстроȳ, народнымi традыцыямi, абрадамi, святамi.
- Праводзяцца заняткі на беларускай мове ў групах 2 малодшага, сярэдняга і старэйшага ўзросту. На іх рэалізуюцца задачы раздзела “Развіццё маўлення i культура маȳленчых зносiн»” вучэбнай праграммы дашкольнай адукацыі.
Патриотическое воспитание дошкольников
Нравственно-патриотическое воспитание – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме.
Нравственно-патриотическое воспитание – часть процесса, и цель его – осознание ребёнком своей приобщённости к государству, нации и ландшафту.
Проще говоря, воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе.
Какой же вклад мы можем внести в этот процесс в детском саду, в частности, на музыкальных занятиях?
Всю работу в этом направлении можно разбить на три блока:
а) знакомство детей с произведениями русских классиков;
б) музыкальный фольклор;
в) творчество современных композиторов, пишущих для детей (так называемая детская музыка).
Рассмотрим каждый блок отдельно
Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Возникает вопрос: «Как это сделать, ведь далеко не всякий взрослый может слушать классическую музыку?» Все верно, не может, но именно потому как раз, что был лишен этого в своем дошкольном детстве. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Эта музыка должна звучать на каждом занятии, начиная с групп раннего возраста, в разных видах музыкальной деятельности. Задача музыкального руководителя – отобрать те музыкальные произведения, которые доступны пониманию ребенка определенного возраста. Например, в раннем возрасте дети могут и должны слышать такие произведения как «Жаворонок» П.И.Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С.Прокофьева, и другие произведения иллюстративного характера. Эта музыка должна звучать как фон, не стоит акцентировать внимание детей на названии произведения и фамилии композитора. Не останавливаясь на конкретном репертуаре, поясню принцип ознакомления детей с творчеством русских композиторов-классиков.
1. Классическая музыка должна звучать на каждом музыкальном занятии, и не обязательно в разделе Восприятие музыки.
2. Начиная со среднего возраста нужно обязательно называть произведение и фамилию композитора, подчеркивая всякий раз, что это русская музыка и русский композитор. Говорить об этом нужно каждый раз, когда звучит музыка, одного раза недостаточно.
3. Начиная со старшего возраста желательно использовать русскую классику во всех видах музыкальной деятельности, кроме, пожалуй, пения. В этом возрасте особенно актуально проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения.
Примечательно, что вся русская или белорусская классика неразрывно связана с русским или белорусским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора.
Принципы работы те же, что описаны выше. И очень эффективна бывает такая форма работы как творческий проект. Под понятием «творческий проект» я подразумеваю углубленное, фронтальное, ограниченное по времени изучение какой-либо темы, в данном случае, русского народного творчества. Эта работа решает триединую задачу нравственно-патриотического воспитания – воспитание любви к Родине, своему народу и к родной природе. В проекте помимо музыкального руководителя участвуют также преподаватель по изодеятельности (если такового нет, то воспитатель), воспитатели и родители. Все участники проекта должны действовать согласованно, по единому разработанному участниками плану.
Закончить такой проект желательно комплексным или интегрированным занятием. Длительность проекта примерно полтора месяца, но не более двух месяцев.
Однако воспитание любви к своему народу, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов. С этой целью нужно включать в детский репертуар фольклорные произведения других народов (украинскую, белорусскую музыку и др.) .
Что же касается третьего блока работы, то есть – творчества современных композиторов, пишущих для детей, музыкальный руководитель должен проявить особую избирательность. В последнее время появилось огромное количество «композиторов», не имеющих специального образования, в основном из числа музыкальных руководителей, которые считают, что писать музыку для детей нетрудно. Не желая никого обидеть, замечу все же, что такая музыка не имеет художественно-эстетической ценности, и включать ее в репертуар нужно с большой осторожностью. На мой скромный взгляд, гораздо большего внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как Струве, Лученок, Зарицкий, Захлевный, Пахмутова, Соснин, Филиппенко, и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках Отечества и т.д.
Однако, если мы хотим все же решать задачи нравственно-патриотического воспитания, эти произведения должны даваться как дополнение к работе воспитателя на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и окружающим миром.
Роль белорусского фольклора в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника
Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача. Проходят годы, пролетают столетия, сменяются социальные формации, условия жизни, но навсегда остаются заботы о воспитании молодого поколения, привитие у него любви к своей Родине, воспитание маленького гражданина своей страны.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.
Белорусский фольклор – душа белорусского искусства, белорусской музыки. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкоснётся с ним ребенок, тем лучше. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, а также через музыку воспитать хорошего, благородного человека.
Взрослые на протяжении многих поколений создавали для детей свой особый фольклор, который, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки.
В детском саду широко включены в жизнь детей произведения народного творчества – детский фольклор, в различных видах деятельности ребенка (в воспитательно-образовательной и повседневной жизни).
Основной вид деятельности дошкольника – это игра. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, учится общаться со сверстниками, поэтому так важно обратить внимание на развитие игровой деятельности, а в ней и на развитие речи и на духовное обогащение.
Для этого можно использовать хороводные игры: «Ах ты, коцiнька-каток», «Мышка-мышка, дзе была?», «Iшлаказа», для детей постарше «Мы пасадзімгрушку”, “Усім, Надзейка, раскажы”, «Мы вясну гукаем», «Лянок». Также перед началом игры можно обращаться к считалкам, чтобы выбрать либо ведущего, либо игрока, с которого начнется игра.
Ехала машына
на Полацкай шыне.
Тая шына не стрывала,
гуму ў дзіркі разадрала.
Дзе дамкрат і дзеключы,
Ставіць кола будзеш ты!
Поэтому вся познавательная деятельность (особенно для младшего дошкольного возраста) вмещает в себя игровые элементы, в которых используют потешки, загадки, пальчиковую гимнастику, скороговорки, в зависимости от образовательной деятельности: «Ладкi-ладком», «Баю-баiнькi, баю», «Кую-кую ножку», «Бычок», «Вожык», «Сарока-варона», «Божаякароука», «Iшлаказа», «А ты, каток шэры», «Кукарэку, певунок».
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической и эмоциональной силой. Благодаря этим веселым стишкам и песенка ребенок быстрее и легче овладеет своим родным языком, а формирование культурно-гигиенических навыков превратится не только в выполнение указаний взрослого, а ещё и вызовет интерес и радость, желание повторить еще и ещё.
* * * *
Кую, кую ножку,
Паеду ў дарожку,
Дарожка крывая,
Кабылка сляпая.
Еду, еду, еду,
Ніяк не даеду.
Прыпрагусароку,
Паеду далёка,
У новай кашулі,
Да свайго дзядулі.
Дзед дасць піражочак,
І сыра кусочак.
* * * *
Ку-ка-рэ-ку, певунок
Дзепашыў ты кажушок?
Дзепашыў ты, раскажы,
Нашым дзеткам пакажы.
- Сам пашыў я, сам надзеў,
І ў люстэркапаглядзеў.
Буду песенькіспяваць,
Разам з вамі танцаваць.
* * * *
Лес, палянка,
Горка, ямка,
А там халодная вадзіца.
(Взрослый гладит малыша по лобику, водит пальцем по носику и щекочет по ладошке, произнося эту потешку).
Роднай мовы - гук чароўны!..
Пяшчо-о-ота, мі-і-іласць, натхне-е-енне... Паводле даследаванняў ЮНЕСКА, беларуская мова з’яўляецца самай мілагучнай пасля італьянскай.
Магчыма, для кагосьці будзе адкрыццём, што беларуская мова — адна з самых багатых у свеце. І калі ў літаратурнай мове налічваецца дзесьці 250—500 тысяч слоў, то ў дыялектнай — каля двух мільёнаў!
Ці думалі вы, чаму ў беларусаў столькі песень? Аказваецца, уся справа ў простых сказах, выразных словах ды той жа мілагучнасці. Гэта яны зрабілі беларускую мову ці не самай песеннай. Ёй няма роўных у свеце ні па разнастайнасці мелодый, ні па іх самабытнасці.
Родная мова – гэта не толькі сродак зносін, жывая повязь пакаленняў, але і душа народа, люстэрка духоўнага жыцця. Кожны народ як найвялікшы скарб шануе родную мову, бо пакуль жыве мова, жыве сам народ, гэта як карані, якія трымаюць яго.
Кожны з нас мае магчымасць захаваць яе для нашчадкаў. Дзеля гэтага не трэба грошай або фізічных намаганняў, дастаткова размаўляць і думаць на ёй кожную хвіліну свайго жыцця і вучыць гэтаму дзетак.
А каб гэта лягчэй атрымлівалася – зазіріце на наш сайт “Роднай мовы – гук чароўны”, дзе мы сабралі для вас казкі, мультфільмы, чытанкі-маляванкі на беларускай мове.
І памятайце заўсёды словы нашага славутага земляка Змітрака Бядулі: “Не саромся, беларус, гаманіць па-свойму - на роднай мове бацькоў і дзядоў сваіх. Шануй сваю мову, шануй свае песні, свае казкі, звычаі і ўсё роднае - гэта спадчына дзядоў і вялікі нацыянальны скарб. Толькі тады цябе ўсе будуць шанаваць як чалавека, калі сам сябе будзеш шанаваць - калі не адкінеш свайго нацыянальнага ўласнага багацця. А першы скарб нацыянальны - гэта родная мова”.
Источник:
Белорусские игры в современном стиле
История белорусских народных игр органически связана с историей народа, его трудом, бытом, верованиями и обычаями. Известно более 400 белорусских народных игр. В своей совокупности они синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства. До настоящего времени в Белоруссии сохранилась большая группа игр с сельскохозяйственными и охотничьими сюжетами, которые с учетом некоторых поздних изменений могут быть отнесены к древнейшим славянским играм («Просо», «Редька», «Хорт», «Волк», «Крумкач» и др.), а также сохранились игры, сюжеты которых сложились под влиянием культовых и бытовых обрядов («Зязюля», «Лось», «Яшчур», «Млын», «В тура», «Стрела», «Мак» и др.). Определенный отпечаток на содержание белорусских народных игр наложили различные исторические события, отголоски древних обычаев и порядков, например панщины, рекрутской повинности, народных восстаний («Стрелец», «В казаков», «В пана», «Некрут» и др.). В некоторых играх нашли отражение представления скоморохов, кукольников («Медведь», «Каток», «Бег на ходулях» и др.). На тематике более поздних по времени возникновения игр сказалось развитие промышленности («У шашу», «Железка», «Тягники» и др.).
В белорусских народных играх преобладают короткие перебежки, метания в цель и ловля предметов, силовая борьба.
Организация игр несложна, и, как правило, для них не требуется специальных площадок. Из традиционных игровых снарядов и приспособлений для народных игр можно выделить палки для метания (биты), палки для отбивания предметов в виде лопатки, кожаный или тряпичный мяч (апука), клюшки, чурки, обработанные косточки животных (бабки), чурку с заостренными концами («клёк»), деревянные круги - спилы дерева, металлические колышки («трэнцики»), деревянные шарики. Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. В играх раннего возраста трудно различить, где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру.
Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в “Жмурки”, “Кошки-мышки” и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.
В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Вряд ли когда-нибудь мы всерьёз задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет «Казакам-разбойникам». Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нам как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимание. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические.
Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу системы физического образования. К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным «материалом» для детей.
Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает. Детские игры полны смеха, радости и движения.
Вожык і мышы
Все дети вместе с игроками-мышами становятся в круг. Ежик—в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж — влево. Игроки произносят слова:
Бяжыць вожык — тупу-туп,
Увесь калючы, востры зуб!
Вожык-вожык, ты куды,
Ад якой бяжыш бяды?
После этих слов все останавливаются. По сигналу к ежу подходит один игрок и говорит:
Вожык ножкамі туп-туп!
Вожык вочкамі луп-луп!
Чуе вожык — усюды ціш,
Чу!.. Скрабецца ў лісце мыш!
Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают за кругом. Ведущий говорит:
Бяжы, бяжы, вожык,
Не шкадуй ты ножак,
Ты лаві сабе мышэй,
Не лаві нашых дзяцей!
Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пятнает).
Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом, игра повторяется несколько раз.
Правила игры. Все действуют точно в соответствии с текстом. Еж пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой. Запятнанная мышка сразу выходит из игры.
Запляціся, пляцень!
Изображение
Играющие делятся на две равные по силам команды — зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии — коридор шириной 10— 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы — на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:
Заяц, заяц не хадзі,
Ў гародзе не блудзі!
Пляцень, заплятайся,
Зайцы лезуць, спасайся!
При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят:
«Ідзі назад, у лес, асінку пагрызі!» И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:
У лес заяц паскакаў,
Нас пляцень уратаваў.
Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями.
Правила игры. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.
Ліскі
Изображение
Играющие по договоренности или по жеребьевке выбирают лиса — ведущего и, построившись в круг диаметром 10—20 м, кладут возле себя лисок. Лис подходит к одному из играющих и говорит:
— Дзе быў?
— У лесе.
— Каго злавіў?
— Ліску.
— Аддай ліску маю.
— За так не аддаю.
— А за што — скажы сам.
— Як абгоніш, дык аддам.
После этого они бегут в противоположные стороны по кругу. Хозяином лиски становится тот, кто займет свободное место в кругу, лисом — игрок, который остался.
Пярсцёнак
ИзображениеИграющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой блестящий предмет (это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:
Вось па крузе я іду,
Усім пярсценачак кладу,
Мацней ручкі заціскайце
Ды глядзіце, не зявайце.
Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!» Тот, у которого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга. Правила игры. После слов: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!»— все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком в руке из круга.
У Мазаля
Изображение
Участники игры выбирают Мазаля. Все остальные отходят от Мазаля и договариваются, что будут ему показывать, после чего идут к Мазалю и говорят:
— Здравствуй, дедушка Мазаль —
З дліннай белай барадой,
З чорнымі вачамі, з белымі вусамі!
— Дзеткі, дзеткі! Дзе вы былі?
Дзе вы былі? Што рабілі?
— Дзе мы былі, вам не скажам,
Што рабілі — пакажам!
Все делают те движения, о которых договорились заранее. Когда дед Мазоль отгадает, играющие разбегаются, а дед ловит их.
Правила игры. Дед Мазаль выбирает себе на замену самого быстрого, ловкого игрока.
Жмуркі
Все идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Как приведут к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают такой разговор с котом:
— Кот, кот! На чым стаіш?
— На дубе!
— За што трымаешся?
— За сук!
— Што на суку?
— Вуллі!
— Што ў вуллях?
— Мед!
— Каму ды каму?
— Мне ды сыну майму!
— А нам што?
— Гліны на лапаце!
Тут все начинают тормошить кота и поют песенку:
Кот, кот Апанас,
Ты лаві тры гады нас!
Ты лаві тры гады нас,
Не развязваючы глаз!
Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. А кот Апанас принимается ловить играющих. Все вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.
Правила игры. Ловить и разбегаться можно только после слов: «Не развязывая глаз!» Осаленный временно выходит из игры.
Рэдзькі
Пан стоит где-нибудь вдалеке, а хозяин остается с редьками. Редьки садятся на траву одна за другой, обхватив обеими руками того, кто сидит впереди. Они поют:
Мы на градачцы сядзім,
Ды на сонейка глядзім!
Мы сядзім, сядзім, сядзім!
Мы глядзім, глядім, глядзім!
А хозяин перед грядками похаживает. Вдруг издалека слышится:
Дзінь-дзілінь!
Дзінь-дзілінь!
Дзінь-дзілінь!
Это пан на лошади (на палочке) верхом едет. Он подъезжает к грядке, объезжает ее два-три раза, потом останавливается и спрашивает: «Ці дома хазяін?» Хозяин отвечает: «Дома! А хто там?» Пан говорит: «Сам пан!» Хозяин спрашивает: «Што табе трэба?» Пан говорит:
Мая пані на печы ляжала.
Звалілася з печы,
Пабіла плечы.
Вохае, уздыхае —
Рэдзькі жадае.
Дай мне рэдзькі!
Хозяин отвечает:
Рэдзька яшчэ маленькая:
З курыную галоўку.
Прыязджай заўтра!
Пан поехал домой. Через некоторое время он опять приезжает к огороду и спрашивает то же самое. Хозяин глянул на грядку и говорит:
Рэдзька яшчэ маленькая:
З гусіную галоўку.
Прыязджай заўтра, тады дам!
Пан поскакал обратно. Через некоторое время снова приезжает и говорит то же самое. Хозяин отвечает: «Цяпер мая рэдзька вырасла з конскую галоўку!»
Пан спрашивает: «А можна вырваць рэдзьку?» Хозяин говорит: «Можна! Цягні сам, якую хочаш!»
Пан подходит к редьке и дергает ту, которая сидит последней. А редька крепко сидит да посмеивается над ним:
Ножкі ў пана таненькія,
Ручкі ў пана слабенькія!
Пан все дергает, а выдернуть нет силы. А редьки с хозяином над ним посмеиваются, произнося те же слова.
Наконец, пан поднатужился, изловчился, выдернул редьку и отвел туда, где стоит его лошадь. Потом подходит к хозяину и опять спрашивает: «А можна мне яшчэ рэдзьку?» «Можна, цягні!» — разрешает хозяин. Пан сам выдернуть не может и зовет первую редьку. Начинают они вместе тянуть. Вытянули еще одну! Потом они стали вытягивать все редьки по очереди. И каждая редька, которую он из грядки выдернет, становится за предыдущими редьками гуськом. Так продолжается до тех пор, пока на грядке ничего не останется. Пан садится на коня и уезжает вместе с редьками.
Правила игры. Выдергивать редьку можно только с разрешения хозяина.
Грушка
ИзображениеИграющие берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится мальчик или девочка. Это и будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:
Мы пасадзім грушку — Вось так, вось так!
Няхай наша грушка Расце, расце
Вырастай ты, грушка, Вось такой вышыні;
Вырастай ты, грушка, Вось такой шырыні;
Вырастай ты, грушка, Вырастай у добры час!
Патанцуй, Марылька, Пакружыся ты для нас!
А мы гэту грушку Усе шчыпаць будзем.
Ад нашай Марылькі Уцякаць будзем!
Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне: танцевать, кружиться. На слова «Вось такой вышыні» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вось такой шырыні» разводят их в стороны. Когда поют: «А мы гэту грушку усе шчыпаць будзем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит кого-нибудь.
Дидактическая игра «Прогулка по городу»
Задачи: закрепить представления воспитанников об улицах ближайшего микрорайона и расположенных на них зданий; расширять представления о зданиях и их назначении; закреплять правила безопасного поведения на улице; расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т.д.); развивать связную монологическую речь; воспитывать любовь и уважение к родному городу.
Материал: игровое поле зеленого цвета, на которой серым цветом обозначены схемы автомобильных дорог со светофорами и зеленой зоной; фотографии городских заведений и учреждений (10-15 шт.), ближайших к детскому саду; постоянные объекты (ориентиры) на игровом поле (например: аэропорт, памятники, цирк); карты со стихами-загадками – 10-15 шт.; кубики с наклеенными на каждую грань фотографиями учреждений – 3 шт.; фигурка человечка – 1 шт.; фотографии города, разрезанные в форме мозаики.
В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей – 3-5чел.
Предварительная работа: целевые прогулки на близлежащие улицы, рассматривание расположенных на них зданий; беседы о том, что можно увидеть, открыв дверь заведения, для чего оно предназначено; рассматривание фотоальбома города; сравнение больших фотографий с маленькими карточками игры; знакомство с игровым полем-схемой ближайших улиц.
Варианты игры:
1 вариант – «Найди улицу».
Ребенку предлагается поставить фигурку человечка на ту улицу, которую назовет воспитатель. (Все здания находятся на игровом поле).
2 вариант – «Загадки на улицах города».
В игре используется игровое поле и карточки-стихи. Воспитатель раздает играющим детям фотографии, читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Ребенок, у которого находится фото загаданного здания, помещает его на игровое поле. Следует добиваться использования в речи пространственных терминов. Вначале можно загадывать наиболее знакомые, ближайшие к детскому саду объекты, затем – более удалённые.
3 вариант – «Доберись до дома».
Ребенку предлагается определить на игровом поле местоположение своего дома – поставить туда фигурку человечка. Задание – описать путь движения от дома до детского сада и обратно, соблюдая правила дорожного движения.
4 вариант – «Подскажи дорогу».
В игре используется игровое поле со всеми закрепленными на нем объектами и кубики с фотографиями. Ребенок бросает кубик. Задание – объяснить дорогу от детского сада до выпавшего на кубике заведения, соблюдая правила дорожного движения.
5 вариант – «Что перепутано?»
Воспитатель намеренно неправильно расставляет фотографии зданий на игровом поле. Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия.
6 вариант – «Дополни картинку».
Детям дается задание вместе с родителями прогуляться по ближайшим к детскому саду улицам и найти на них заведения, которые не встречаются в игре.
7 вариант – «Собери мозаику».
Разрезанные фрагменты фотографий перемешиваются, детям предстоит правильно собрать изображение и объяснить, где оно находится и для чего предназначено.
Дидактическая игра «Поедем в край родной»
Возраст: воспитанники старшей группы.
Задачи: уточнить представления воспитанников о растительном и животном мире родного края; расширять представления о своеобразии животного и растительного мира в зависимости от природной зоны; развивать связную монологическую речь дошкольников; упражнять в классификации объектов природы; закреплять представления о символике Минска, о крупных городах Беларуси; воспитывать любовь к родному краю.
Материал: изображения двух паровозов: один – с гербом Минска, второй – с эмблемой южных стран; изображения шести вагонов; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), ягоды (6 шт.), деревья (6 шт.) Беларуси; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), фрукты (6 шт.), деревья (5 шт.) южных стран; карта Беларуси.
Игровые действия:
1. Отбирать и ставить в карман вагона только те карточки, которые соответствуют выполнению задания.
2. Рассказывать об особенностях среды обитания животных, о месте произрастания деревьев, фруктов, ягод.
3. Аргументировано доказывать, почему объект не может ехать в Минск (Беларусь) или на юг (связать с особенностями внешнего вида, питания животного, условиями произрастания фруктов и т.д.).
Игровые правила:
Предварительный сговор двух играющих: какой вариант игры выбрать, кто куда повезет объекты. Думать, не мешать друг другу, в случае необходимости – помогать.
Варианты игры:
1 вариант – «Кто куда».
Перед ребенком на столе лежат 2 паровоза с вагонами, картинки с изображением одного вида объектов (животные или деревья, ягоды, фрукты). Задание: отобрать объекты по природным зонам и в зависимости от этого посадить их либо в состав с гербом Минска, либо – с эмблемой южных стран.
2 вариант – «Классификатор».
Предложить детям все картинки сразу, паровоз с тремя вагонами.
Задание: в соответствии с символикой паровоза (вспомнить, рассказать, что она означает) в первый вагон посадить животных; во второй – ягоды или фрукты, в третий – деревья, т.е. классифицировать объекты.
3 вариант – «Исправь ошибки».
Воспитатель заранее расставляет картинки в карманы вагонов, намеренно допуская ошибки.
Задание: исправить ошибки, аргументировано объясняя свой ответ (например: почему бегемот не может жить в Беларуси. Связать с особенностями внешнего вида, образа жизни, питания).
4 вариант – «Необыкновенное путешествие».
Участвуют все картинки с животными и карта Беларуси. Все животные едут из Минска на север (юг, запад, восток) страны. Проследить по карте, какие крупные города встречаются по пути
Задание: высадить животного в том городе, в названии которого первый звук совпадает с первым звуком в названии животного. (Например: в Бресте – белку, бурундука, в Волковыске – волка и т.д.).
5 вариант – «Нужная остановка».
В игре участвуют картинки с животными Беларуси с изображением разного количества объектов и карта Беларуси.
Задание: высадить на первой остановке животных, путешествующих по одному, на второй – по двое и т.д. Назвать станцию, на которой вышло наибольшее число пассажиров.
Дидактическая игра «Белорусская игрушка. Найди половинку»
Возраст: воспитанники 1-ой младшей группы.
Задачи: познакомить детей с белорусской игрушкой; ввести в активный словарь малышей белорусские слова; развивать наблюдательность, память, усидчивость.
Материал: набор открыток как образец; набор таких же открыток, но разрезанных на пазлы.
Детям предлагается рассмотреть открытки с изображением белорусских народных игрушек. Затем воспитатель предлагает разрезанные на две части открытки. Из них необходимо собрать картинку (игрушку), найдя недостающую половинку.
Дидактическая игра «Сложи соломенный домик»
Возраст: воспитанники средней, старшей групп.
Задачи: познакомить детей с новым природным материалом – соломкой, учить самостоятельно подбирать необходимую форму и складывать домик (из пазлов и целых частей); совершенствовать знания величин: «широкий – узкий», «высокий – низкий», «большой – маленький»; развивать интерес к белорусскому природному материалу; развивать мелкую моторику рук, глазомер, умение сохранять правильную осанку во время игры; воспитывать умение работать сообща, в коллективе, помогая друг другу.
Материал: карточки (4 шт.), два комплекта соломенного материала (целые и разрезанные на пазлы домики), инструкция, коробка.
1 вариант. Для воспитанников средней группы.
Детям раздаются готовые карточки с нарисованными домиками (высоким, низким, большим, маленьким, широким и узким), предлагается найти соломенные домики и крыши соответствующего размера и рассказать, какой величины получился домик.
2 вариант. Для воспитанников старшей группы.
Детям раздаются карточки с нарисованными домиками разной величины (разделёнными на части) и предлагается найти соответствующие части из соломки. Побеждает тот, кто первым правильно сложит домик и расскажет о нём.
Дыдактычная гульня “Родная мова”
Узрост: выхаванцы сярэдняй, старэйшай груп.
Задачы: авалодваць багаццем роднай мовы; развіваць моўныя здольнасці, атрымліваць першапачатковыя навыкі размовы на беларускай мове; фарміраваць у дзяцей устойлівую цікавасць і станоўчыя адносіны да беларускай мовы, жаданне авалодаць беларускай мовай праз знаёмства з беларускім фальклорам – забаўлянкамі, казкамі, песенькамі, лічылкамі.
У гульні могуць удзельнічаць 5-6 чалавек. Перад дзецьмі кладзецца поле для гульні з 5 сектарамі, фішкі, кубік. Дзеці кідаюць кубік і рухаюць фішкі па полю, пры гэтым пераадольваючы цяжкасці (заданні выхавальніка), якія сустракаюцца ім на сектарах. Хто не справіўся з заданнем – прапускае ход. Пераможцам з’яўляецца той, хто першым дойдзе да фініша.
Дыдактычная гульня “Назва вырабу”
Узрост: выхаванцы старэйшай групы.
Задачы: замацаваць веды дзяцей аб назвах вырабаў беларускіх ганчароў.
Гульнявая задача – па сілуэту вызначыць, як называецца рэч і дзе яна ўжываецца.
Хто правільна называе выраб, той атрымлівае фішку. Пераможцам з’яўляецца той, хто больш за ўсіх атрымае фішак.
Дыдактычная гульня “Апранем ляльку”
Узрост: выхаванцы старэйшай групы.
Задачы: замацаваць веды дзяцей аб строях, распаўсюджаных на тэрыторыі Беларусі.
Гульнявая задача: па арнаменту, колеру, размяшчэнню ўзору вызначыць той ці іншы строй.
Правілы гульні: пераможцам з’яўляецца той, хто правільна збярэ касцюм і назаве строй.
Дыдактычная гульня “Мінск сёння”
Узрост: выхаванцы сярэдняй групы.
Задачы: узбагаціць веды дзяцей аб родным горадзе; фарміраваць уяўленні аб Беларусі, развіваць інтарэс да мінулага і сучаснага сталіцы Беларусі; выхоўваць пачуццё патрыятызму і любові да свайго горада; фарміраваць правільную постаць у час гульні, развіваць дробныя мышцы кісцей рук.
Матэрыял: гульнявое поле (23х16,5 см), карткі-ўкладыші – 9 шт., канверт – 1 шт., упаковачны канверт – 1 шт.
Дзецям прапануецца поле для гульні, на якім размешчана карта Мінска, падзеленая на раёны, і карткі суадносна раёнам. Прапануецца правільна раскласці гэтыя карткі на аснове. Пераможцам з’яўляецца той, хто не зробіць памылак. Выхавацелю прапануецца расказаць дзецям аб помніках, прамысловых комплексах, выдатных мясцінах кожнага раёна.
Дыдактычная гульня “Беларусь і нашы суседзі”
Узрост: выхаванцы старэйшай групы.
Задачы: удакладняць і замацоўваць уяўленні дзяцей аб гарадах Беларусі і аб суседніх краінах; практыкаваць ва ўжыванні патрэбных слоў; замацоўваць правільнае вымаўленне ўсіх гукаў роднай мовы, фарміраваць выразную дыкцыю, развіваць сэнсаматорыку, уменне арыентавацца на плоскасці; выхоўваць пачуццё павагі да іншых краін і пачуццё гонару за сваю дзяржаву.
Матэрыял: гульнявое поле (36,5х28,5 см); 2 канверты з літарамі і словамі (першы канверт – 36 літар, 6 слоў; другі канверт – 30 літар, 5 слоў); інструкцыя; упаковачная скрынка.
Дзецям прапануецца поле для гульні, на якім абазначаны абласныя гарады Беларусі, а таксама суседнія краіны: Літва, Латвія, Расія, Польшча, Украіна. Дзеці складаюць назвы гарадоў і краін згодна з узорам поля (адным словам ці літарамі). Пераможцам лічыцца той, хто першы без памылак складзе ўсе назвы і правільна вымавіць іх.
23 февраля - Танцы для мальчиков
Вступление – мальчики выбегают и выстраиваются в 2 шеренги, в руках автоматы;
Мальчик: «Отряд, бегом марш!»
Пацаны в строю стоят, - поочередно поднимать руки вверх-вправо и вверх-влево;
Руки держат автомат, - поворот с притопом направо, поворот обратно прямо:
По уставу будут жить, - поочередно поднимать руки вверх-вправо и вверх-влево;
Будут родине служить! – поворот с притопом налево, поворот обратно прямо;
Их девчонки дома ждут, - бегут ритмичным бегом вперед;
Песни грустные поют, - на беге повороты вокруг себя;
Ждут своих ребят домой – бегут спиной назад;
Летом, осенью, весной! - на беге повороты вокруг себя;
Проигрыш: бегут по кругу и возвращаются на свои места и ложатся на живот;
Дел немало у солдат, - «стреляют» из автомата вправо и влево;
Надо чистить автомат, - делают 2 переката влево;
Вспоминают про девчат, - «стреляют» вправо-влево;
Письма пишут и звонят! - перекаты обратно;
Снов не видят по ночам, - «стреляют» из автомата вправо и влево;
Бьет усталость по плечам, - делают 2 переката влево;
Ждут, как манны неземной, - «стреляют» вправо-влево;
Долгожданное "Отбой!" - перекаты обратно и встают;
Проигрыш: бегут по кругу и возвращаются на свои места,
Пару месяцев пройдет, - ползут «по-пластунски» вперед;
И мальчишка оживет! - --------------------«»------------------
Крепче тело, тверже взгляд, - «отжимаются»;
Бравый вырастет солдат! ---------«»--------
На ученье и в бою, - «отползают» назад;
На привале и в строю -------------«»---------
Не узнать сегодня их - «отжимаются»;
Гордых, сильных, молодых! ---------«»--------
Проигрыш: маршируют на месте:
Пацаны в строю стоят,- поочередно поднимать руки вверх-вправо и вверх-влево;
Руки держат автомат,- поворот с притопом направо, поворот обратно прямо:
По уставу будут жить, - поочередно поднимать руки вверх-вправо и вверх-влево;
Будут родине служить! - поворот с притопом налево, поворот обратно прямо;
Их девчонки дома ждут, - бегут ритмичным бегом вперед;
Песни грустные поют! - на беге повороты вокруг себя;
Ждут своих ребят домой: - бегут спиной назад;
Летом, осенью, весной! - на беге повороты вокруг себя;
Ждут своих ребят домой - маршировка на месте;
Летом, осенью, весной! - --------------«»------------
Мальчик: «Отряд, отбой!» - на проигрыш бегут по кругу, выстраиваются 2 шеренги лицом к зрителям, маршировка и, с окончанием музыки, отдают честь.
Сборник мультфильмов по произведениям классической музыки
Мультфильмы по "Детскому альбому" П.Чайковского
На музыку фортепьянных пьес "Детского альбома" Чайковского" созданы мультфильмы. Хороший способ познакомить своих детей с произведениями классика, не правда ли?
В те далёкие времена, когда ребятишки искренне стремились к прекрасной музыке, а взрослые воспитывали детей культурно-развитыми и духовно богатыми - создавались мультики подобного рода.
Детский альбом Чайковского – это очередной невероятно музыкальный мультфильм, каких сейчас уже не снимают, потому что это невыгодно, увы.
Воспитывая детей в чуждых нам ценностях западной цивилизации, мы получили уже не одно поколение молодых людей с клиповым мышлением и страстью к видеоиграм, которым нет абсолютно никакого дела до классической музыки, и какого там Чайковского...
Мультфильм «Детский альбом» представляет собой сборник лёгких пьес для детей для фортепиано, и, в общем-то, это даже не мультик – а сплошная музыка, мелодичная, нежная, добрая и чрезвычайно красивая.
Жаль, что её уже мало кто слышит... Не верите? Это легко проверяется – посадите своё чадо перед мультфильмом «Детский альбом», и обратите внимание, на какой минуте из этого 18-минутного музыкального мультипликационного фильма, он перестанет его смотреть.
Мультфильм "Детский альбом" П.Чайковского "Полька" В марте 1878 года П.И. Чайковский приехал в имение своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В Каменку он свалился неожиданно, как снег на голову, и произвёл радостный переполох. Дети Александры Ильиничны устроили ему такой концерт, что пришлось затыкать уши. Опять дом огласился «сладостными, райскими» звуками. И композитор писал для «Детского альбома» и играл их с детьми. В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения «Детского альбома», Чайковский описывает именины сестры Саши: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать». Полька из «Детского альбома» воссоздаёт атмосферу домашнего праздника. |
|
Песня жаворонка П И ЧайковскийВ заключительном цикле «Детского альбома», в трех последних пьесах, к его герою приходит душевный покой. Открывает этот мини-цикл «Песня жаворонка». Пение жаворонка - это символ весны, утреннего пробуждения. Пьеса Чайковского шедеврально передает трели этой звонкоголосой птички. Ассоциация с птичьим щебетаньем и рассыпчатым звучанием песни жаворонка достигается с помощью триолей и форшлагов в верхнем регистре. Лёгкость звучания достигается отсутствием ритмических акцентов, а также тем, что мотивы мелодии начинаются и заканчиваются в основном на слабые доли. Во второй части в светлом звучании песни появляется лёгкая грусть. «Песня жаворонка» - это живописная музыкальная картинка, так же как и «Зимнее утро» в начале альбома. Но в отличие от тревожной напряжённой темы зимнего пейзажа, мелодия этой зарисовки звучит легко, ясно. Жаворонок начинает петь утром, и значит, пьеса символизирует утреннее пробуждение, вдохновение, пробуждение самых светлых воспоминаний. |
|
Мультфильм "Детский альбом"П.Чайковского "Сладкая греза" Различные детские игры, танцы, случайные впечатления нашли своё место в альбоме. Музыка как веселая, так и грустная, что вдруг навеяло, какие воспоминания, но появилась Фея… У Феи – глазки изумрудные, Есть жемчуга из света лунного, Ещё есть платье подвенечное Росинка с грёзой серебристою |
|
Мультфильм "Детский альбом" П.Чайковского Но мальчикам совсем неинтересно танцевать. И чего это девчонок всегда тянет потанцевать, когда и кроме танцев есть столько интересного, например, поиграть в лошадки. Это же так весело. |
|
Мультфильм "Детский альбом" П.Чайковского "Марш деревянных солдатиков" А уж новенькие, красивые солдатики так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно и отправить на парад. Вот и маршировать они умеют, как настоящие, да так здорово, что прямо так и тянет маршировать с ними вместе. |
|
Мультфильм "Детский альбом" П.Чайсковского "Вальс" Но настоящий солдат должен уметь не только маршировать. Когда-то в профессиональное обучение военного входило и обучение танцам. Да, да именно танцам. Настоящий офицер должен был уметь танцевать. Ведь Вальсы, Мазурки, Польки – танцы, которые звучали на балах |
|
Мультфильм "Детский альбом" П.Чайковского "Шарманщик поет" | |
П.Чайковского "Итальянская песенка" С «Итальянской песенкой» связана интересная история. Однажды во Флоренции Пётр Ильич услышал пение десятилетнего мальчика, окружённого толпой слушателей. Он пел в сопровождении гитары и его голос поражал теплотой и красивым тембром. В письме родным Чайковский писал: «Из Венеции я вывез с собою очень милую песенку. Вообще в Италии я испытал два приятных музыкальных впечатления. Одно во Флоренции — не помню, писал ли я Вам об этом. Мы с братом услышали вечером на улице пение и увидели толпу, в которую и пробрались. Оказалось, что пел мальчик лет 10 или 11 под аккомпанемент гитары. Он пел чудным густым голосом с такою законченностью, с такой теплотой, какие и в настоящих артистах редко встречаются. Всего курьезнее было то, что он пел песню с словами очень трагического свойства, звучавшими необыкновенно мило в устах ребенка: «Зачем изменяешь мне, зачем покидаешь меня». Это было прелестно и грустно одновременно. Чайковский пожалел мальчика: «Как жаль мне этого ребёнка. Его, очевидно, эксплуатируют отец, дядя и всякие родственники. Теперь по случаю карнавала, он поёт с утра до вечера и будет петь до тех пор, пока голос не пропадёт безвозвратно». Мелодия песни, которую записал Чайковский, вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка». |
|
Мультфильм "Детский альбом" П.Чайковского "Старинная французская песенка" «Старинная французская песенка» − одна из пьес, написанных Петром Ильичом Чайковским для «Детского альбома». |
|
Мультфильм "Детский альбом" П.Чайковского "Немецкая песенка" «Немецкая песенка» — озорная, с подпрыгивающей мелодией. Несмотря на то, что она называется песенка, пьеса имеет ярко выраженный танцевальный характер, а часто повторяющийся пунктирный ритм добавляет ещё больше задора и энергии. Она похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии танец — лендлер.
|
|
Мультфильм "Детский альбом" П.Чайковского "Неаполитанская песенка" «Неаполитанская песенка» — одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала — его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии. |
|
Мультфильми "Детский альбом" П.Чайковского "Нянина сказка" День завершён. Оставлены куклы и солдатики. Наступает вечер. Дети отправляются в спальню. И уже в своих кроватках слушают нянину сказку. Так сладко засыпать под баюкающий голос старой нянюшки и тихий стук её спиц. |
|
Мультфильм "Детский альбом" П.Чайковского "Баба Яга" Про путешествия Ивана–Царевича, Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, и Василису Прекрасную. |
|
Мультфильм "Детский альбом" П.Чайковского "Русская песня" И конечно, в сопровождении «Русской песни», которая построена на основе подлинной народной мелодии «Голова ль ты, моя головушка». |
|
Мультфильм "Детский альбом" П.Чайковского "Камаринская" И под звуки балалайки, которые звучат в «Камаринской». |
|
Мультфильм "Гномы и горный король"- фантазии на темы Э. Грига Детям посчастливилось познакомиться с творчеством знаменитого норвежского композитора Эдварда Грига (1843-1907гг) и его волшебной музыкой в мультфильме «Гномы и горный король» (1993г). Сюжет м/ф «Гномы и горный король». Благодаря режиссеру-мультипликатору И.Ковалевской ("Картинки с выставки" М.Мусоргский, «Детский альбом» с музыкой Чайковского, «Камаринская» , музыка Глинки, «Прогулка» на музыку Прокофьева) мы имеем возможность вместе с Вашими детьми насладиться прекрасной музыкой Эдварда Грига в мультфильме «Гномы и Горный Король». |
|
Мультфильм "Прогулка" на музыку С.Прокофьева Лучшая классическая музыка в мультфильме "Прогулка" Прокофьева (1986г). Именно так называется одна из 12 пьес из цикла детской музыки Прокофьева.
Музыка к мультфильму «Прогулка» - это не единственное произведение знаменитого советского композитора Прокофьева Сергея Сергеевича, написанное специально для детей.
Немногим ранее в 1935 г.
С.С. Прокофьев сочинил 12 легких фортепианных пьес для детей.
В него вошли: «Утро», «Прогулка», «Шествие кузнечиков», «Тарантелла», «Вальс», «Раскаяние», «Дождь и радуга», «Сказочка», «Пятнашки», «Вечер», «Марш», «Ходит месяц над лугами».
Одну из этих пьес взяла для своего мультфильма знаменитый режиссер-постановщик Инесса Ковалевская. Большая любовь и восхищение шедеврами мировой классической музыки у нее выражается в красочных и добрых фильмах: «Детский альбом» на музыку Чайковского, «Танцы кукол» - композитор Д.Д.Шостакович, «Камаринская» с музыкой Глинки, «Картинки с выставки» М.Мусоргского, «Гномы и горный король» Грига. И как всегда, Инесса Алексеевна придумывает легкий изящный рисованный сюжет. Мультфильм «Прогулка» - это путешествие по естественному миру природы двух малышей. Ковалевская дает возможность нам взрослым посмотреть на мир глазами детей - что они замечают и как это у них выглядит. Интересно - как это все устроено? Детская непосредственность, умение радоваться всему сущему - вот то, чего большинству из нас так не хватает. Очарователен полет пчелы, завораживает танец бабочек, сосредоточенность трудяг муравьев, как выглядит капелька дождя... - много что видят дети. А солнце - оно пригревает и радует! А радуга - дарит ощущение свежести! Это еще один заканчивающийся день. Пора спать. Ведь завтра будет новый день и новые радости и открытия. Сам фильм поставлен таким образом, что является как бы иллюстрацией к детской музыке Прокофьева, как одному из лучших произведений классической музыки. Наслаждайтесь музыкой композитора Прокофьева и мультипликацией режиссера Ковалевской вместе с Вашими детьми! Развивайте музыкальный вкус Ваших детей с лучшей классической музыкой мира! |
|
Мультфильм "Танцы кукол" на музыку Д.Шостаковича Так до слез грустно наблюдать веселье из окна. Особенно, когда ты маленькая веселая девочка. Горлышко болит, и мама велела не вставать с постели. Слезинки капают из глаз расстроенной девочки. Одна даже попала на игрушечного мишку.
И … о, чудо! Медведь ожил и завел веселую и радостную музыку на своем инструменте. Все вокруг заискрилось, куклы ожили. Великолепный танец исполнен для девочки. Петрушка с матрешками подхватили эстафету веселья. Как же хорош Кот в сапогах.
Отказать ему в танце просто невозможно. А зайцы, медведь, мячик, пупс… Серьезная кукла Мальвина тоже старается приободрить девочку. Ах, как же куклы хотят, чтобы их маленькая хозяйка поскорее выздоровела!
Выразительная яркая мелодия сопровождает весь мультфильм! Да и сам фильм оказался прекрасной иллюстрацией к одному из лучших произведений мировой классической музыки – «Танцы кукол» Шостаковича. Дмитрий Дмитриевич Шостакович – выдающийся советский композитор. Его вклад в развитие мировой классической музыки общепризнан. Шостакович, как и многие другие композиторы, сочинял произведения и для детей. Шедевром мировой классической музыки считается его детский сборник «Танцы кукол». Великолепная лучшая классическая музыка, написанная специально в детском сборнике «Танцы кукол» Шостаковичем, одновременно и завораживающе легка и расслабляюще проникновенна. Она позволяет развернуться фантазиям и чувствовать спокойствие.
Известный сценарист и режиссер И.А.Ковалевская создала м/ ф «Танцы кукол» (1985г.) на музыку Шостаковича, интересный как взрослым, так и детям. Другие мультипликационные работы Инессы Алексеевны Ковалевской на музыку великих композиторов:
"Картинки с выставки" - композитор М.Мусоргский, «Детский альбом» на музыку Чайковского, «Камаринская» использована музыка Глинки, «Прогулка» с музыкой Прокофьева, «Гномы и горный король» на музыку Эдварда Грига. |
|
Мультфильм "Баба-Яга" на музыку П.И.Чайковского | |
Мультфильм "Турецкий марш!" на музыку Вольфганга Амадея Моцарта "Волшебная флейта" - сборник мультфильмов по произведениям классической музыки |
|
Мультфильм "Вальс ля минор" на музыку Фредерика Шопена "Волшебная флейта" - сборник мультфильмов по произведениям классической музыки. |
Слушаем музыку вместе
А.Вивальди "Времена года" - "Гроза" ("Лето")
П.И.Чайковский - Времена года. Июнь. Баркарола
П.И. Чайковский - Времена года. Май. Белые ночи
П.И. Чайковский - Времена года. Декабрь. Святки
П.И. Чайковский - Времена года. Апрель. Подснежник
П.И. Чайковский - Детский альбом. "Болезнь куклы"
Песенки-игры для детей про Весну...
🌷ВЕСНА
Март сосульки свесил с крыши (взявшись за руки идём по кругу)
И капелью зазвенел. (остановились, ритмично хлопаем)
Солнце в небе выше, выше. (подняли руки вверх)
Все хлопочут много дел. (наклоны вправо и влево)
Скоро снег совсем растает. (приседаем и втсаём)
Выйдут в поле трактора. (руки на пояс, с перетопом продвигаемся вперёд)
Чёрный грач весну встречает (идём, высоко поднимая колени)
Громкой песней: (машем руками, «крылья»)
Кра-кра-кра.
🌷ПРИШЛА ВЕСНА
Очнулись деревья от зимнего сна. (подняли руки вверх, покачиваемся из стороны в сторону)
В апреле по лесу гуляет весна. (кружимся на месте)
В овраге ручьи шаловливо звенят. (ритмично хлопаем)
И с юга на родину птицы летят. (машем руками «крылья»,и бегаем)
☀СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ
Солнечные зайчики (движемся подскоками)
Скачут, словно мячики.
Пробежали по стене (бег на месте)
И исчезли в вышине. (подпрыгиваем и поднимаем руки вверх)
Раз, два, три, четыре, пять- ( хлопаем в ладоши)
Будем зайчиков искать. (наклоняемся)
Игры с музыкальными инструментами
Детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты - великолепные спутники в жизни ребёнка, его музыкальном развитии.
Хорошо развивает чувство ритма бубен, барабан, погремушка, самодельные маракасы из всевозможных баночек, коробочек.
Особенно интересны для самостоятельной музыкальной деятельности детские музыкальные инструменты: металлофоны, цитры, аккордеоны, триолы, цимбалки, пианино и т. д.
Названные игрушки не только должны украсить быт детей, но и содействуют воспитанию целого ряда положительных качеств: упорства, настойчивости, усидчивости, развивается музыкальный слух, музыкальная память.
P.S. Больше музыкальных игр на образовательном портале "Все для детей" здесь.
Пойте вместе!..
Пение - это основной и главный вид музыкальной деятельности ребёнка. Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задачи гармонического развития ребёнка.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задачи гармонического развития ребёнка. и колеблются. Так появляется звук. Когда звук проходит через рот и нос, он усиливается резонансом и приобретает индивидуальный, неповторимый характер. Поэтому мы можем узнать человека по голосу, даже не видя его. Для звучания голоса очень важно дыхание: чем оно активнее, тем громче и интереснее звук. Ведь не случайно, если мы хотим крикнуть, то набираем полную грудь воздуха. Певческий голос отличается от обычного тембрового богатства и силой. Чем активнее колеблются голосовые связки, тем голос сильнее, громче. Тембр голоса зависит от частичных призвуков – обертонов, которые и создают окраску звука.
Певческий голос – дар природы. Однако, как и любой талант, он нуждается в развитии и совершенствовании. У певцов это называется постановкой голоса. Так же как будущий скрипач или пианист должен подолгу разучивать гаммы, чтобы стать настоящим виртуозом, так и певец должен научиться «играть» на своём природном инструменте.
Помогите своему ребенку - спойте вместе с ним!..
- Антошка - муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина - м/ф "Веселая карусель #1"
- Буратино- сл. Ю.Энтина, муз.А.Рыбникова - к/ф "Приключения Буратино"
- Большой секpет- муз. С Никитина, сл.Ю.Мориц - м/ф "Большой секpет для маленькой компании"
- Бьют часы на старой башне- сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова - к/ф "Приключения Электроника"
- Веселый ветер(Песенка Роберта) - муз. И.Дунаевского, сл. В.Лебедева-Кумача - к/ф "Дети капитана Гранта"
- Ветер перемен- муз.М.Дунаевский, сл.Н.Олев - к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!"
- Вместе весело шагать- сл. М.Матусовский, муз. В.Шаинский - к/ф "И снова Анискин"
- Вот что значит настоящий, верный друг** - сл.М.Пляцковского, муз.Б.Савельева - м/ф "Тимка и Димка"
- Гениальный сыщик- сл.Ю. Энтина, муз. Ген. Гладкова, м/ф "По следам бременских музыкантов"
- Говорят мы бяки-буки- сл.Ю.Энтина, муз.Ген.Гладкова - м/ф "Бременские музыканты"
- Голубой вагон- сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского, м/ф "Старуха Шапокляк"
- Два веселых гуся- украинская народная песня, м/ф "Веселая карусель"
- Дважды два - четыре- сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского
- Дельфины- сл. Козлов С., муз. Минков М., м/ф "В порту"
- День рожденья (Песенка крокодила Гены)** (Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам) - сл. А.Тимофеевского, муз. В.Шаинского - м/ф "Чебурашка"
- До чего дошел прогресс- сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова - к/ф "Приключения Электроника"
- Добрый жук(Встаньте, дети, встаньте в круг) - сл. Е.Шварца, муз. А. Спадавеккиа - к/ф "Золушка"(1947г.)
- Дуэт Золушки и Принца- муз. И.Цветков, ст. Г. Сапгир - м/ф "Золушка"
- Дуэт Трубадура и Принцессы(В клетке птичка томится) - сл.Ю. Энтина, муз. Ген. Гладкова - м/ф "Бременские музыканты"
- Елочка(В лесу родилась елочка) - сл. Р.Кудашевой
- Если добрый ты- сл. М. Пляцковский, муз. Б.Савельев - м/ф "День рождения Леопольда"
- Зеленая карета- сл. Г.Сапгир, муз. А.Суханов
- Изменения в природе(Непогода) - cл. Н.Олева, муз. М.Дунаевского - к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!"
- Кабы не было зимы- муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина - м/ф "Зима в Простоквашино"
- Какое небо голубое- сл. Б.Окуджавы, муз.А.Рыбникова - к/ф "Приключения Буратино"
- Когда мои друзья со мной- муз.В. Шаинского, сл.М. Танича
- Колыбельная(Спи, моя радость, усни) - русский текст С.Свириденко, муз. В.А.Моцарт
- Колыбельная медведицы- муз. Е.Крылатова, сл.Ю.Яковлева - м/ф "Умка"
- Кораблик детства- сл. и муз. Ефим Зубков
- Королевская охрана(Почетна и завидна наша роль) - сл.Ю. Энтина, муз. Ген. Гладкова - м/ф "Бременские музыканты"
- Край родной (Наш край)** (То березка, то рябина) - муз. Д.Кабалевский, сл. А.Пришелец
- Крылатые качели- сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова - к/ф "Приключения Электроника"
- Куда уходит детство- сл. Л.Дербенева, муз. А Зацепина - к/ф "Фантазии Веснухина"
- Леди Мэри (Леди Совершенство)- cл. Н.Олева, муз. М.Дунаевского - к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!"
- Лесной олень- муз.Е.Крылатова, сл.Ю.Энтина - к/ф "Ох, уж эта Настя!"
- Летающие лошади- муз. С Никитина, сл.Ю.Мориц - м/ф "Большой секpет для маленькой компании"
- Луч солнца золотого- сл.Ю.Энтина, муз.Ген.Гладкова - м/ф "Бременские музыканты"
- Маленькая страна- сл. и муз. И.Николаев
- Мы бандито, гангстерито- муз. Г.Фиртич, сл. Е. Чеповецкий - м/ф "Приключения капитана Врунгеля"
- Мы едем, едем, едем (Веселые путешественники)- сл. С.Михалкова, муз. М.Старокадомский
- Мы пришли сегодня в порт.- сл. Козлов С., муз. Минков М., м/ф "В порту"
- Не дразните собак- сл. М.Пляцковского, муз. Птичкин Е.
- Неприятность эту мы переживем.** - сл. А. Хайт, муз. Б.Савельев - м/ф "Лето кота Леопольда"
- Ничего я не хочу!!!- сл.Ю. Энтина, муз. Ген. Гладкова - м/ф "По следам бременских музыкантов"
- Облака- сл. С. Козлова, муз. В. Шаинского - м/ф "Трям! Здравствуйте!"
- Первоклашка- сл. Энтин Ю., муз. В. Шаинского - к/ф "Утро без отметок"
- Песенка Винни-Пуха- сл. Б.Заходер, муз. М.Вайнберг - м/ф "Винни-Пух"
- Песенка Водяного- муз.М.Дунаевского, сл.Ю.Энтина - м/ф "Летучий корабль"
- Песенка Деда Мороза- муз.Е.Крылатов, сл. Ю.Энтин - м/ф "Дед Мороз и лето"
- Песенка друзей (Бременские музыканты)** (Ничего на свете лучше нету) - сл.Ю. Энтина, муз. Ген. Гладкова - м/ф "Бременские музыканты"
- Песенка Зайца и Волка на карнавале** (Расскажи, Снегурочка, где была) - сл. Ю.Энтина, муз. Г.Гладков - м/ф "Ну, погоди!"
- Песенка катерка.- сл. Козлов С., муз. Минков М., м/ф "В порту"
- Песенка Кота Леопольда(Кручу, кручу, кручу педали) - сл. А. Хайт, муз. Б.Савельев - м/ф "Кот Леопольд"
- Песенка Красной Шапочки(Если долго, долго, долго) - сл. Ю.Михайлова, муз. А.Рыбниковa - к/ф "Приключения Красной Шапочки"
- Песенка львенка и черепахи- сл. С.Козлова, муз. Г.Гладков - м/ф "Как львенок и черепаха пели песню"
- Песенка Мамонтенка- муз. В.Шаинского, сл. Д. Непомнящий - м/ф "Мама для мамонтенка"
- Песенка о капитане- сл. В.Лебедева-Кумача, муз. И.Дунаевского - к/ф "Дети капитана Гранта"
- Песенка о лете(Вот оно какое, наше лето) - муз. Е.Крылатого, сл. Ю.Энтина, м/ф "Дед Мороз и лето"
- Песенка про жирафа- cл. Ю.Энтина, муз.Чичков Ю.М.
- Песенка про кузнечика(В траве сидел кузнечик) - сл.Н.Носова, муз. В.Шаинского - м/ф "Приключения Незнайки"
- Песенка про Cтарика Хоттабыча- сл.Ю.Энтин, муз. Г.Гладков
- Песенка Элли и ее друзей(Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной) - сл. И. Токмаковой, муз. И.Космачева - м/ф "Волшебник Изумрудного города"
- Песня Вани-печника- муз.М.Дунаевского, сл.Ю.Энтина, м/ф "Летучий корабль"
- Песня о волшебном цветке(Есть на свете цветок алый-алый) - сл. М. Пляцковский, муз. Ю.Чичков - м/ф "Шелковая кисточка"
- Песня о мечте(Ах, если бы сбылась моя мечта) - муз.М.Дунаевского, сл.Ю.Энтина, м/ф "Летучий корабль"
- Песня переодетых музыкантов- сл.Ю.Энтина, муз.Ген.Гладкова - м/ф "Бременские музыканты"
- Песня Трубадура(Куда ты, тропинка, меня завела) - сл.Ю.Энтина, муз.Ген.Гладкова - м/ф "Бременские музыканты"
- Песня царевны Забавы- муз.М.Дунаевского, сл.Ю.Энтина - м/ф "Летучий корабль"
- Песня Чебурашки- сл. Успенского, муз. В.Шаинского - м/ф "Чебурашка"
- Песня Фунтика(Хорошо бродить по свету) - муз. В.Львовский - серия м/ф "Приключения поросенка Фунтика"
- По секрету всему свету- муз.В. Шаинского, сл.М. Танича
- Поле чудес(Не прячьте ваши денежки) - сл. Б.Окуджавы, муз.А.Рыбникова - к/ф "Приключения Буратино"
- Пони бегает по кругу- сл. Ю.Мориц, муз. Е.Ботяров - м/ф "Пони бегает по кругу"
- Пони** (У пони длинная челка) - сл. Ю.Мориц, муз. С.Никитина
- Преданней собаки нету существа!- сл.Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова - к/ф "Приключения Электроника",
- Прекрасное далеко- сл.Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова - к/ф "Гостья из будущего"
- Пропала собака- сл. А.Ламм, муз. Шаинский В.Я.
- Простая сказка(А может быть корова) - сл. Э.Успенский, муз Г.Гладков - м/ф "Пластилиновая ворона"
- Пусть всегда будет солнце- сл. Л. Ошанин, муз. А. Островский
- Разговор Буратино с Тортилой- сл. Б.Окуджавы, муз.А.Рыбникова - к/ф "Приключения Буратино"
- Резиновый ежик- сл. Ю.Мориц, муз. С.Никитин
- Романс Матроскина(А я все чаще замечаю) - муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина - м/ф "Зима в Простоквашине"
- Романтики с большой дороги(Пусть нету ни кола и не двора) - сл.Ю. Энтина, муз. Ген. Гладкова, м/ф "Бременские музыканты"
- С чего начинается Родина?- муз. В. Баснер, сл. М. Матусовский - к/ф "Щит и меч"
- Синеглазка- муз. М.Минков(?), сл. Ю.Энтин - м/ф "Приключения Незнайки и его друзей"(?)
- Собака бывает кусачей- муз. С Никитина, сл.Ю.Мориц - м/ф "Большой секpет для маленькой компании"
- Такая-сякая сбежала из дворца- сл.Ю.Энтина, муз.Ген.Гладкова - м/ф "Бременские музыканты"
- Танец утят- сл. Ю.Энтина, муз. Т.Вернер
- Точка, точка, запятая- сл. Ю.Ким, муз. Г.Гладкова
- Тридцать три коровы- cл. Н.Олева, муз. М.Дунаевского, к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!"
- Улыбка- сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского, м/ф "Крошка Енот"
- Учат в школе- сл. М.Пляцковского, муз. Шаинский В.Я.
- Ужасно интересно- сл. Г. Остер, муз. Г. Гладкова, м/ф "38 попугаев"
- Частушки Бабок-Ёжек- муз.М.Дунаевского, сл.Ю.Энтина, м/ф "Летучий корабль"
- Человек(Куда подует ветер) - сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова - к/ф "Приключения Электроника"
- Человек собаке друг- сл. М.Либина, муз. В. Комарова - м/ф "Бобик в гостях у Барбоса"
- Что такое Новый год?- сл. М. Пляцковского - м/ф "Что такое Новый год?
- Что тебе снится, крейсер Аврора?- муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского
- Чунга-чанга- муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина - м/ф "Катерок"
Еще больше детских песенок Вы сможете найти на сайте "Детские песни" здесь.
Знакомим детей с духовными инструментами
Образовательная область "Музыкальное искусство"
Каталог игр, рекомендованных Учебной программой дошкольного образования - образовательноая область
«Музыкальное искусство» (Музыкальная деятельность дошкольников)
Литература, содержащая описания игр, рекомендованных учебной программой дошкольного образования:
1. Анцыпирович, О.Н. В мире музыки: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, родителей / О.Н. Анцыпирович, О.Н. Зыль. - Мн., 2021.
2. Анцыпирович, О.Н. Тропинка в мир музыки: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / О.Н. Анцыпирович, О.Н. Зыль. – Минск: Нац. ин-т образования, 20021.
3. Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов / Л.Н., Комиссарова, Э.П. Костина. - М.: Просвещение, 1986. - 141с.
4. Кононова, Н.Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя / Н.Г. Кононова. - М.: Просвещение, 1982. - 96с.
5. Никашина, Г.А. В мире фантазии и звуков / Г.А. Никашина - Мозырь, 2017.
6. Никашина, Г.А. Малыш и музыка / Г.А. Никашина. - Мозырь, 2016.
7. Ходонович, Л.С. Путешествие в мир музыки: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Л.С. Ходонович. – 2-е изд., пересмотр. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 256 с.
Образовательная область "Музыкальное искусство" (программный музыкальный материал)
Музыкальный репертуар
(Учебная программа, 2022г.)
ГРУППА ВТОРОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА
ВОСПИТАННИКИ ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ
https://yadi.sk/d/FLVoHv1NZV7ujg
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
ВОСПИТАННИКИ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
https://yadi.sk/d/BiS8hKQkaNfFC
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
ВОСПИТАННИКИ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
https://yadi.sk/d/UIdQKgd3MouXCg
СРЕДНЯЯ ГРУППА
ВОСПИТАННИКИ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
https://yadi.sk/d/MSYkmK1i3Nz6Kg
СТАРШАЯ ГРУППА
ВОСПИТАННИКИ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
https://yadi.sk/d/NRRCO36Vz4tThwv